Значение слова ДИОКЛЕТИАН в Православной энциклопедии Древо

Что такое ДИОКЛЕТИАН

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (Diocletianus), прозванием Iovius ( 245 - 313 ) (имя при рождении - Диокл) - римский император с 20 ноября 284 по 1 мая 305 . Политический и экономический реформатор. При нем в империи разразились жесточайшие гонения на христиан.

Родился в 245 в Далмации в семье вольноотпущенника; службу в армии начал простым солдатом. Выдвинулся при императоре Пробе , став наместником провинции Мезия ; при императоре Нумериане командовал его вооружённой охраной, а после смерти Нумериана в 284 году был провозглашён императором.

Политические реформы

Для укрепления центральной власти Диоклетиан в 286 назначил своим соправителем Максимиана , назвав его вторым августом.

В 293 разделил империю на 4 части (тетрархии), придав в помощь августам двух младших соправителей - цезарей Гая Галерия и Констанция Хлора (отца Константина Великого ). Максимиан Геркулий управлял Африкой , Испанией и Италией , Констанций Хлор - Галлией и Британией , Галерий - Иллирией , Фракией , Македонией и Грецией , а сам Диоклетиан стал управлять восточной частью империи. Вся империя была поделена на 12 диоцезов, объединявших 101 или 120 провинций, территории которых не совпадали с прежними. Столицей оставался Рим , но резиденции правителей находились (одновременно) в Никомедии (Диоклетиана), Сирмии (Галерия), Медиолане (Максимиана) и Трире (Констанция Хлора).

Воцарение Диоклетиана завершило т.н. кризис третьего века в Риме. Он установил твердое правление и устранил фикцию, согласно которой император был лишь первым из сенаторов ( принцепсом ), и объявил себя полновластным правителем. С его правления начинается период Римской истории, называемый доминат . Императорская власть становится не только de facto, но и de jure абсолютной, неограниченной и окружается восточным раболепным церемониалом; вводится бюрократическая централизация в управлении.

Армия

Диоклетиан усилил армию, увеличив её численность за счёт рекрутских наборов до 450 тыс. чел. Одна часть легионов постоянно стояла в определённых пограничных районах, другая перебрасывалась по мере надобности.

Диоклетиан жестоко подавил восстания народных масс и сепаратистские движения в провинциях: в 285 - 286 - багаудов в Галлии, в 290 - мавританских племён в Африке, в 294 - 295 - узурпатора Ахилла в Египте, в 297 - узурпатора Каравсия в Британии. Диоклетиан и его соправители отразили нашествия племён карпов и языгов на Дунае, франков и алеманнов на Рейне, вели удачные походы против персов (в 286 - 287 и 296 - 298 ), в результате которых римляне укрепили своё влияние в Армении и Иберии и захватили часть Месопотамии .

Экономические реформы

Диоклетиан упорядочил налогообложение, учредив прямой поземельно-подушный налог в натуральной форме, что отражало натурализацию экономики; пытался наладить финансы, введя полноценную монету; боролся со спекуляцией, издав в 301 эдикт о ценах.

Диоклетиан расширил власть земельных магнатов над зависимым населением и в то же время возложил на них ответственность за сбор налогов и за поставку рекрутов; издал ряд эдиктов в пользу мелких и средних землевладельцев (предусматривавших, в частности, расторжение сделки купли-продажи земель, ранее проданных за бесценок).

Диоклетиан и христианство

Первые девятнадцать лет его правления отмечены только мученичеством среди воинов, потому что воины то и дело отказывались приносить положенные жертвы богам, и за это подвергались казни. Христиане чувствовали себя настолько спокойно, что даже против дворца императора в Никомидии , возвышалась большая христианская церковь.

Но под конец своего царствования, под влиянием Галерия , Диоклетиан возобновил жестокое гонение на христиан. В течение одного года 303 - 304 он один за другим издает целых четыре эдикта (указа) против христиан, и эти эдикты предопределяют все более нарастающие масштабы гонений.

Сначала происходит конфискация церковного имущества [1] . Прежде всего, конфисковывались церковные здания. Кроме того, от духовенства требовалось выдавать священные сосуды и священные книги. Один из епископов был рад, что он обманул гонителей, и вместо священных книг выдал им еретические книги, которые для сведений хранились у него. Но несравненно чаще ситуация была более острой, потому что тех, кто не выдавал священных книг и сосудов, подвергали репрессиям, а тех кто выдавал — считали падшими — об этом Церковь судила довольно строго. Между прочим, во время Диоклетиановых гонений было уничтожено несравненно больше христианских книг, чем впоследствии, в христианскую эпоху, книг языческих — по приговору церковных судов, потому что языческие книги, уничтоженные христианами, можно пересчитать по пальцам одной руки, в то время как язычники истребляли вообще все христианские книги.

Гонения развивались дальше, и от конфискации святынь и церковной собственности скоро перешли к арестам и казням духовенства. Преследованию подлежали все до единого духовные лица: не только епископы, но и все низшие клирики, которых в то время было очень много, потому что не было твердой границы между клириками и простыми церковными служащими: например, привратники в Церквах, или санитары, которые обслуживали церковные больницы и богодельни, тоже считались клириками. Все христиане должны были вернуться к язычеству, к протестующим применялись пытки.

Не все части империи в одинаковой мере были затронуты гонениями. В той части империи, которой управлял Констанций Хлор , ( Галлия и Британия ) христиан было сравнительно немного, и гонения здесь, из-за того, что сам Констанций сочувствовал христианству, носили самый поверхностный характер. Они ограничивались конфискацией зданий, причем эта конфискация была вовсе не повсеместной. На востоке, где было значительно больше христиан, гонения имели куда более кровавый характер. Таких страшных преследований история христианства еще не знала.

Среди пострадавших мучеников была и супруга Диоклетиана, Александра , бывшая тайной христианкой. Ее память Церковь отмечает 23 апреля .

Отречение

В разгар гонений на христиан Диоклетиан вместе с Максимианом 1 мая 305 добровольно отрекся от власти.

Евтропий так рассказывает об этом: Но когда Диоклетиан под тяжестью лет почувствовал невозможность управлять Империей, он уговорил Геркулия уйти в частную жизнь, а дела государственные передать более молодым [2] .

Виктор называет другую причину: Несмотря на такое управление, правители все же не остались незапятнанными пороками. Геркулия обуревало такое сластолюбие, что он не мог сдерживаться от посягательства даже на тела заложников. Галерий недостаточно был верен даже по отношении к друзьям, несомненно, из-за боязни ссор, поскольку его соучастники в управлении полагали, что разоблачения могут нарушить их общее согласие. Итак, силы города Рима были как бы подрублены: сокращено было число когорт преторианцев и число солдат под оружием, и большинство полагает, что именно по этой причине, он (Диоклетиан) сложил с себя власть. Он хорошо понимал окружающие опасности и когда увидел, что сама судьба готовит внутренние бедствия и как бы крушение римского государства, он отпраздновал двадцатилетие своей власти и, будучи в добром здоровье, сложил с себя заботу об управлении государством [3] .

Лактанций же рассказывает, что Галерий вынудил тяжело заболевшего Диоклетиана и Максимиана Геркулия отказаться от верховной власти, причем последнему пригрозил войной в случае отказа [4] .

После удаления Диоклетиана на покой, государственная система, которую он с большим тщанием создавал, рухнула. Начались гражданские распри, занявшие ройным счетом два десятилетия. Доходило до того, что в разных частях империи действовали семь разных императоров, которые по большей части не признавали друг друга. В этот смутный момент на историческое поприще выходит св. Константин , которому предстояло совершить глубочайший переворот в церковной истории.

Диоклетиан жил последние годы в поместье в Салоне (современный Сплит). Умер в 313 году.

Библиография

Новицкая К. И., Некоторые вопросы аграрной политики начала Домината, "Вестник древней истории", 1961, №4;

Архангельский С. И., Указ Диоклетиана о таксах, Нижний Новгород, 1928;

Seston W., Dioclétien et la tétrarchie, P., 1946.

Использованные материалы

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Большая советская энциклопедия

http://ru.wikipedia.org/wiki/Диоклетиан

http://www.sedmitza.ru/?did=13258

http://ec.asu.ru/~filatov/constant.html (фото)

[1] эта конфискация напоминает события в нашей стране в 20-х годах и впоследствии

[2] Краткая история от основания Города IX.27.1.

[3] Секст Аврелий Виктор. О цезарях. XXXIX. 46-48

[4] О смерти гонителей, XVII, XVIII

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.