Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Десятина
В Библии
Десятина или десятая часть — в Ветхом Завете (Бытие XIV, 20) род дара Богу, известный евреям еще задолго до времен Моисея . Десятина восходит к Аврааму , который дал первосвященнику Мельхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырех побежденных царей. Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов , не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника (Числ. XVIII, 21—32). Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами (Второз. XIV, 24-26).
Род повинности на Западе
Десятина на западе Европы первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 г. приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 г. уже предписывал платить десятину, под угрозой отлучения.
Карл Великий в 779 г. превратил ее в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона, под страхом уголовных кар (у саксов — прямо смертной казни). Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части: 1) на построение и украшение церквей; 2) на бедных, странников и богомольцев и 3) на содержание духовенства. Духовенство все более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех вообще прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII в., при папе Александре III ).
Вместе с тем церковь все более и более уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища ее в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали десятину в лен (инфеодировали, откуда dîme inféodée) соседним сеньорам, что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу.
Благодаря тому, что десятина представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжелым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, десятина служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества [1] .
В эпоху реформации Римско-католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация ), что нанесло удар церковной десятине.
В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка ее отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII в., не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя ее, приходилось найти вместо нее другой источник дохода.
В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн. ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства.
С 1789 г. начинается эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией , где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счет государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств ( Нассау , Бавария , оба Гессена , Баден , Вюртемберг , Ганновер , Саксония , Австрия , Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.
В XIX в. десятина удержалась в Англии , где в 1836 г. по Tith Commutation Act'у в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (prediales) уплата натурой была заменена определенной суммой, называемой tithe rent-charge. Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.
В России
Десятина в смысле налога существовала и в России , где для сбора ее при епископских кафедрах существовали особые должностные лица — десятильники .
Десятиной в древней России назывались также небольшие округа в епархиях, порученные ведению сначала десятильников, а потом поповских старост. Кроме десятильника, в десятинах после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали еще в XVIII веке.
Использованные материалы
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/035/35055.htm
http://www.workmach.ru/word_35028.html
http://www.workmach.ru/word_35029.html
[1] Такова, напр., вековая борьба из-за десятины в Польше между шляхтой и духовенством, о чем см. в книге проф. Любовича: "История реформации в Польше".
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент