Значение ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ в Православной энциклопедии Древо

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Василий Великий (ок. 330 - 379 ), епископ Кесарии Каппадокийской , святитель . Вместе с братом своим св. Григорием Нисским и своим другом св. Григорием Богословом , был представителем Каппадокийской школы православного богословия , занимавшей среднее, примирительное положение между школами Антиохийской и Александрийской .

Память 1 января , 30 января ( Собор вселенских учителей и святителей ).

Родился ок. 330 г. [1] в Кесарии Каппадокийской . Отец его, Василий, и мать Эммелия принадлежали к родовитым семьям Каппадокии и Понта и дали своим многочисленным детям наилучшее воспитание.

На 18-м году св. Василий отправился в Константинополь , где слушал знаменитого в то время софиста Ливания , а потом провел несколько лет в Афинах , тогдашнем центре высшего философского образования; там он подружился с жившим для той же цели в Афинах Григорием Назианзином , а также познакомился с будущим императором Юлианом .

Вернувшись в Кесарию (ок. 357 ), Василий принял св. крещение и был посвящен в чтецы , после чего, проникшись аскетическим идеалом, захотел ближе познакомиться с процветавшим тогда монашеством и через Сирию и Палестину отправился в Египет . Здесь христианская жизнь произвела на него двойственное впечатление: он был поражен удивлением перед чрезвычайными подвигами св. отшельников — и вместе с тем глубоко огорчен господствовавшими в Церкви разделениями и смутами, по случаю арианской ереси и различных расколов.

По возвращении на родину Василий Великий деятельно занялся устроением монашества, основал несколько монастырей в Понтийской области и написал для них устав.

Посвященный в 362 г. в диаконы и в 364 г. в пресвитеры , Василий Великий принимал весьма влиятельное участие в церковных делах и успешно противодействовал арианам , получившим преобладание при императоре Валенте и хотевшим завладеть кесарийскою церковью. Вместе с тем Василий Великий занялся организацией христианской благотворительности, основал множество убежищ для бедных (птохотрофий) и при всяком случае бесстрашно заступался за угнетенных и гонимых. Все это, в соединении с безупречным аскетическим образом жизни, приобрело Василию огромную популярность.

Избранный в 370 г. в архиепископы своего родного города, Кесарии Каппадокийской , Василий Великий занялся и общецерковными делами; через послов и письма он вступил в деятельные сношения со св. Афанасием Александрийским , а также с папою римским Дамасом , стараясь теснее сплотить силы православия для победы над арианством и умиротворения церкви. При этом Василию пришлось испытать вражду с двух сторон: его возненавидели и ариане , как прямого врага, и чрезмерные ревнители правоверия, находившие, что он слишком уступчив и не тверд в своих примирительных стараниях, хотя, вместе с тем, многие упрекали его за гордость, сухость и высокомерие.

В 371 году Василий Великий по случаю одного церковного празднества говорил большую проповедь богословского содержания. Не желая сразу отталкивать тех полуариан, которые были готовы признать божество Сына Божия , но не решались присвоить того же достоинства и Духу Святому , Святитель, говоря о третьем Лице Св. Троицы, ни разу не назвал его прямо Богом. Молва об этом вызвала большое негодование в разных местах. Самого Василия Великого, а также и свт. Григория Назианзина , пытавшегося защитить своего друга, стали обвинять не только в малодушии, но и прямо в вероотступничестве. Однако величайший в то время богословский авторитет, св. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский (вскоре после того скончавшийся), успел письменно засвидетельствовать в самых уважительных словах безупречное православие Василия Великого и правильность его образа действий.

Ариане всюду преследовали его. Св. Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал: "Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь".

В 372 г. кесарийскому святителю пришлось выдержать новую бурю. Император Валент решился навязать арианство Кесарийской Церкви и сокрушить ее архиепископа. С этою целью он отправил сначала префекта Эвиппия с другим своим царедворцем, а потом явился и сам. Св. Василий отлучил от церкви вельмож-еретиков, а самого Валента допустил в храм только для принесения даров. Император не решился привести в исполнение свои угрозы и удалился, ничего не сделав.

Св. Василий, разрушивший свое здоровье аскетическими подвигами и уже с сорокалетнего возраста называвший себя в письмах стариком, скончался 1 января 379 г. [2] , 49 лет от роду.

Тропарь

Во всю землю изыде вещание твое, / яко приемшую слово твое, / имже боголепно научил еси, / естество сущих уяснил еси, / человеческия обычаи украсил еси, / царское священие отче преподобие, / моли Христа Бога / спастися душам нашим

Оценки жизни и трудов святителя Василия

Современник Василия Великого, епископ Амфилохий Иконийский так оценил его заслуги:

Он принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим.

Труды

Несмотря на такую сравнительно краткую жизнь, наполненную столь разнообразными и трудными делами, св. Василий оставил после себя богатейший вклад в святоотеческую литературу, где его сочинения занимают одно из первых мест.

Вот перечень сочинений, несомненно ему принадлежащих:

Девять бесед на шестоднев;

шестнадцать бесед на разные псалмы;

пять книг в защиту православного учения о Св. Троице против Евномия;

двадцать четыре беседы о разных предметах;

семь аскетических трактатов;

правила монашеские, в двух редакциях (пространной и краткой);

устав подвижнический;

две книги о крещении;

книга о Духе Св.;

несколько проповедей и 366 писем к разным лицам.

С начала XVI века сочинения св. Василия Великого печатались много раз. Главные издания суть: парижское 1526 г., гаагское 1528 г., базельское 1532 г., венецианское 1535 г., базельские 1551 и 1566 гг. и парижское 1618 г. Полный русский перевод сочинений Василия Великого издан Московскою духовной академией, в "Творениях св. Отцов".

Богослужебное творчество

Святителю Василию принадлежит составление Литургии , позже названной его именем.

Взгляд Василия Великого на церковное пение выразился в следующих словах: Поелику Дух Св. знал, что трудно вести род человеческий к добродетели, что по склонности к удовольствию мы нерадивы о правом пути, то что делает? К учениям примешивает приятность сладкопения, чтобы вместе с усладительным и благозвучным для слуха принимали мы неприметным образом и то, что есть полезного в слове. На сей-то конец изобретены для нас стройные песнопения псалмов, чтобы и дети возрастом, или вообще не возмужавшие, по-видимому только пели их, а в действительности обучали свои души .

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

http://www.days.ru/Life/life6490.htm

http://www.days.ru/Life/life135.htm - подробное житие

[1] По Брокгаузу - в 329 г.

[2] По Брокгаузу - в 378 г.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.