Значение слова БОНАВЕНТУРА в Православной энциклопедии Древо

БОНАВЕНТУРА

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Бонавентура (Bonaventura) ( 1221 - 1274 ) один из знаменитейших схоластических богословов, прозванный "doctor seraphicus", римско-католический святой.

Настоящее время Джованни Фиданца , родился в 1221 года в Боньярее (в Тоскане ), вступил в францисканский орден , был учителем теологии в Париже , в 1256 г. генералом своего ордена, 1278 кардиналом и епископом албанским, наконец, папским легатом на церковном соборе в Лионе , где он 15 июля 1274 года умер от последствий своего сурового аскетизма.

По своей безупречной жизни, громадной учености и необыкновенной доброте он пользовался всеобщей любовью, и смерть его искренно оплакивалась всеми. Сикст IV причислил его в 1482 году к лику святых, а Сикст V в 1587 году к пяти величайшим учителям церкви. Как мистика, его высоко ценил даже Лютер . Францисканцы противопоставляли его, как своего величайшего ученого, столпу схоластики, доминиканскому монаху Фоме Аквинату . Лион , где покоятся останки Бонавентуры, избрал его своим покровителем.

В своей практической деятельности Бонавентура был человек очень добрый, но твердый. Как писатель, он занимает выдающееся место в истории средневекового богословия. Большая часть многочисленных сочинений его посвящена прославлению своего ордена . Он был поборником безбрачия , пресуществления , причащения под одним видом и других положений средних веков.

Теология является для Бонавентуры владычицей всех светских наук, которые он обнимает под общим понятием философии, а единение с Богом, к которому любовь ведет человека шестью ступенями познания, — величайшим благом. Это подробно доказывается им в схоластическом сочинении «Itinerarium mentis in Deum» и в мистическом сочинении «Reductio artium in theologiam». По его учению, у человека три ока: телесное, мысленное и созерцательное; последнее вырабатывается самоуглублением в душу как отражение Бога, самоуничижением, самоотречением и искренней молитвой. Как было 6 дней творения, так есть 6 степеней созерцания (три степени при трех средствах — наблюдении, разуме и рассудке), за которыми следует высшее благо, слияние с божеством. Для обоснования мистической теологии как науки Бонавентура сделал больше других своих предшественников.

Из сочинений его надо также отметить «Breviloquium» и «Centiloquim» (руководства догматики), а также комментарий к «Sententiae» Петра Ломбарда. Его «Biblia pauperum» представляет искаженное аллегорически-мистическими толкованиями изложение священной истории для мирян. Самое полное издание его сочинений вышло в Риме (1588—1596, 8 т.), но между ними много и подложных.

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict....htm

Березин, И. Н., Русский энциклопедический словарь .

Полный православный богословский энциклопедический словарь. Изд. Сойкина, репринт 1992 года.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.