Значение АЛЕКСАНДР (ТРАПИЦЫН) в Православной энциклопедии Древо

АЛЕКСАНДР (ТРАПИЦЫН)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Александр (Трапицын) ( 1862 - 1938 ), архиепископ Пугачевский , священномученик , духовный писатель.

Память 1 января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских .

В миру Трапицын Александр Иванович, родился 29 августа 1862 года в селе Волма Вятского уезда Вятской губернии, в семье диакона Иоанна Трапицына и его супруги Клавдии. У родителей было восемь сыновей, трое из них стали священниками и один епископом.

Первоначальное образование Александр получил в Вятском духовном училище , среднее — в Вятской духовной семинарии . По окончании в 1884 году курса семинарии он, как один из лучших ее воспитанников, был послан для продолжения образования в Казанскую духовную академию , где обучался на казенный счет.

По окончании в 1888 г. Казанской духовной академии со степенью канд. богословия за сочинение на тему «Постановления против симонии в Греко-Восточной и Русской Церкви» получил назначение на должность надзирателя в Вятское духовное училище .

В том же 1888 году он женился и 23 февраля 1889 г. в кафедральном Всехсвятском соборе Вятки рукоположен в сан диакона , 26 февраля - во священника к Всехсвятской церкви города Вятки и назначен преподавателем Закона Божия и церковной истории в епархиальное женское училище. Кроме того он состоял членом комитета школы приготовления псаломщиков, цензором проповедей и сочинений религиозно-нравственного содержания и в 1892 - 1897 годах - депутатом от духовного ведомства на собраниях Вятской городской думы.

В марте 1892 года у отца Александра родился сын, а в июле того же года он лишился супруги.

С 1893 г. служил законоучителем вятского Александровского реального училища.

В 1894 г. - продолжительное посещение Святой Земли, описанное в ряде очерков, опубликованных в "Вятских епархиальных ведомостях".

27 мая 1896 г. введен в состав епархиального училищного совета.

В июне 1897 года он был избран членом Совета епархиального женского училища, а в сентябре того же года переведен инспектором в Вятскую духовную семинарию .

26 февраля 1900 г. еп. Вятским и Слободским Алексием (Опоцким) он был пострижен в монашество . Новопостриженному было оставлено прежнее имя — Александр.

Вскоре после пострига иеромонах Александр был назначен исполняющим должность ректора Вятской духовной семинарии . В апреле 1900 года указом Святейшего Синода он был награжден наперсным крестом .

В начале 1900 года была проведена ревизия Калужской духовной семинарии , которую возглавил епископ Нарвский Никон (Софийский) ; она обнаружила много недостатков в управлении епархией, а также и в управлении Калужской духовной семинарией, которые привели к беспорядкам среди учащихся и неподчинению их начальству. В результате ревизии Святейший Синод уволил ректора семинарии, около сорока лет пробывшего в этой должности, в заштат и поставил на вид дурное поведение учащимся семинарии, но строгие меры к ним не были применены и дано было время на исправление.

28 июля 1901 г. указом Святейшего Синода назначен ректором Калужской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита .

12 декабря 1904 г. хиротонисан во епископа Муромского , викария Владимирской епархии.

В ноябре 1905 года преосвященный Александр был назначен на должность председателя Владимирского епархиального училищного совета.

С 23 ноября 1907 г. - епископ Юрьевский , первый викарий Владимирской епархии [1] .

Сотрудничал с еп. Никоном (Рождественским) во Владимирском отделе Палестинского православного общества и в Миссионерском обшестве.

С 29 мая 1912 по 1921 г. - епископ Вологодский и Тотемский .

В годы первой мировой войны организовывал сбор пожертвований на военные нужды, помощь вдовам и сиротам, отряды братьев милосердия, действовавших на передовой. Участвовал во Всероссийском съезде представителей от монастырей 1917 г. (см. Съезды монашествующих в России ) с правом решающего голоса и Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг . Принял деятельное участие как в общих заседаниях Собора, так и в работе отделов - по церковной дисциплине, по церковному суду, по монастырям и по монашествующим, по правовому и имущественному положению духовенства, по благоустройству прихода.

В 1919 году протестовал против осквернения и изъятия властями мощей прп. Феодосия Тотемского .

В 1921 г. участвовал в диспуте с революционером Ветошкиным в начале кампании по ликвидации святых мощей.

По некоторым сведениям, ушел от управления от управления епархией за штат [2] .

В 1923 г. был арестован по обвинению в "связи с монашеством и к/р агитации" и приговорен к 6 месяцам принудительных работ.

После освобождения назначен епископом Ульяновским (Симбирским) , в 1928 г.- епископом Крымским .

В августе 1928 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Самарскую кафедру .

В начале 1930-х годов, в Самарской обл. закрыли многие храмы и произвели массовые аресты среди духовенства. Видя, что могут арестовать всех священнослужителей и некому будет совершать таинства, архиепископ Александр стал рукополагать священников из среды благочестивых мирян. Некоторым из них он советовал устроить у себя в доме церковь, заранее собрав для этой цели иконы и все необходимое для совершения богослужений.

Когда среди епархиального духовенства возникло разномыслие относительно Декларации митрополита Сергия , благодаря его огромному авторитету в епархии удалось избежать смятения

В августе 1933 г. арестован ОГПУ в числе 10 священнослужителей и мирян Самары и обвинен как "руководитель к/р группы церковников, руководил нелегальными сборищами в своем доме, на которых давал а/с установки". Ввиду возраста на время проведения следствия ОГПУ оставило его на свободе, взяв подписку о невыезде.

Из обвинительного заключения: "Вел проповедническую работу в а/с духе, обрабатывал религиозных фанатиков для принятия ими сана попов. Вел антисоветскую агитацию среди крестьян, приезжавших к нему из деревни для подыскания попов" .

Виновным себя не признал, 29 октября 1933 года приговорен к 3 годам ссылки на Урал. По нек. сведениям [3] был сослан на строительство канала Волга-Москва.

После возвращения из ссылки поселился ненадолго в Симбирске , а потом переехал в Самару , где служил в Петропавловской церкви .

5 февраля 1935 года был назначен архиепископом Пугачевским .

29 ноября 1937 г. снова арестован в Куйбышеве и обвинен "участии в подпольной контрреволюционной церковно-сектантской организации и организации террористических групп", виновным себя не признал. Одновременно с архиепископом Александром было арестовано 23 священника и двое мирян. Свободных мест в следственной тюрьме не было, и подследственных содержали в бараках исправительно-трудовой колонии. Некоторые из арестованных, несмотря на все усилия следователей принудить их к лжесвидетельству, держались мужественно, не оговорили ни себя, ни других и приняли мученическую кончину.

13 декабря 1937 года следователь допросил владыку.

— Вы арестованы за активное участие в подпольной контрреволюционной церковно-сектантской организации. Дайте по этому вопросу подробные показания.

— Я не принимал участия в подпольной контрреволюционной церковно-сектантской организации.

— Вы говорите неправду, у следствия имеются материалы, устанавливающие ваше активное участие в указанной организации. Вы были связаны с врачом Иваном Семеновичем Котовым, которого вовлекли в «тайное общество духовенства». С ним вы вели переговоры о рукоположении его в тайные священники с целью проникнуть в дома интеллигенции и верующих.

— С Котовым у меня связи не было, я его знал как верующего врача, посещающего церковь, в которой бывал и я.

— Вы отрицаете активное участие в контрреволюционной... организации и работу с Котовым по подготовке его в тайные священники? У следствия имеется материал, подтверждающий это. Я вам зачитаю выдержки по этим вопросам.

Следователь зачитал лжесвидетельства, выслушав которые, архиепископ ответил:

— Участие в контрреволюционной организации, а также работу с врачом Котовым по зачитанным вами выдержкам я отрицаю.

Из обвинительного заключения:

"Объединил в Куйбышеве всех безместных попов, главным образом прибывших из ссылок. Этим попам создавал авторитет среди верующих, "страдальцев за веру", что использовалось для антисоветской повстанческой и контрреволюционной фашистской агитации. Сам лично вел погромно-повстанческую агитацию".

21 декабря 1937 г. тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу.

14 января 1938 расстрелян вместе с 12 священниками Куйбышевской епархии, похоронен в общей могиле в Куйбышеве [4] .

Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. .

Труды

В день Священного коронования благочестивейшего Государя имп. Николая Александровича // Вятские ЕВ. 1891. № 19;

Из впечатлений паломника во Святую землю // Там же. 1895. № 4-11, 18, 21; 1896. № 6, 13, 24; 1897. № 21; 1898. № 15;

Под пером светского писателя рационалиста. СПб., 1903;

Догмат и этика. СПб., 1903;

Назидательное значение благодатной личности прп. Серафима Саровского для нашего времени. СПб., 1905;

Странные сетования гр. Л. Толстого в заграничной печати по поводу русско-японской войны. СПб., 1905;

Переписка архиепископа Александра (Трапицына) с мирскими властями о вскрытии святых мощей преподобного Феодосия Тотемского // Дан. Благ. 1998. Вып. 9. С. 36-41.

Библиография

РГИА. Ф. 796. Оп. 439. № 30;

УФСБ РФ по Самарской обл. Арх. № 11500, арх. № П-6620.

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.124,959.

Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.1. С.95-96.

Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917-1997. Т.9. М., 1997. С.719.

Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1. С.60.

Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.

Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2000. Кн.5. С.3-19.

Протоиерей Алексий Сухих. "Вспомним поименно. Кн.3. Киров (Вятка), 2004г. С.4-7.

Использованные материалы

Статья Православной Энциклопедии

http://pravenc.ru/text/print/64168.html

База данных ПСТБИ

http://www.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxI...W9XM

Игумен Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 5. - Тверь: "Булат" , 2001 год, стр. 3-19.

http://www.fond.ru/book/book5/5-01.htm

[1] В связи с открытием второго викариатства Владимирской епархии

[2] ПСТБИ со ссылкой на Протоиерей Алексий Сухих. "Вспомним поименно. Кн.3. Киров (Вятка), 2004г. С.4-7.

[3] ПСТБИ со ссылкой на Протоиерей Алексий Сухих. "Вспомним поименно. Кн.3. Киров (Вятка), 2004г. С.4-7.

[4] По сведениям ПСТБИ, на месте захоронения ныне парк им. Гагарина

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.