Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Агапа , множ. агапы (от греч. "агапи΄" - любовь) - "вечери любви", так назывался обычай древней Церкви, по которому все члены местной общины (свободные и рабы) собирались вместе на общую трапезу, в процессе которой, по-видимому, всегда совершалась Евхаристия .
Агапа, таким образом, воспроизводила Тайную Вечерю . Впервые о ней упоминается в послании святого Иуды (12) , и в течение последующих трех или четырех столетий о ней часто упоминается у отцов и учителей Церкви. Во всех случаях употребления термина "агапа", за исключением писаний Тертуллиана , он, скорее является синонимом слова « Евхаристия », а не обозначением какой-либо отличающейся от Евхаристии трапезы.
В то же время, сохранившиеся описания раннехристианских неевхаристических трапез достаточно разнообразны, чтобы считать их проявлением некой единой традиции, и это разнообразие перешло и в византийскую эпоху — в Православной Церкви доныне сохраняются такие следы различных видов общинных трапез древних христиан, как чины благословения различных плодов; благословение хлеба, пшеницы, вина и елея за всенощным бдением ; чины о Панагии и об артосе ; благословение колива в память святых и за усопших.
Живое и трогательное описание агапы дает Тертуллиан в "Апологетике", гл. 39. Первоначальный характер агап был строго религиозный: важнейшим моментом собрания было совершение Евхаристии . В то же время она символизировала собою социальное равенство всех членов общины и единение их во Христе. Более состоятельные заботились о пропитании для неимущих, но и бедняки вносили свою лепту или труд в общую казну. На "вечери любви" все давали друг другу целование мира; здесь читались послания от других Церквей и составлялись ответы на них.
По мере распространения христианства и увеличения общин общественные различия между членами Церкви начали давать о себе знать, и агапы изменили свой характер, сделавшись пиршествами богатых.
В Александрии "псалмы, песнопения и песни духовные древних времен" ( Еф. 5, 19 ; Кол. 3, 16 ) были заменены игрою музыкантов на лире, арфе, флейте, несмотря на протесты Климента Александрийского .
В других местах состоятельные христиане, наоборот стали уклоняться от этих собраний, но оплачивали их, и агапы постепенно превращались в своего рода благотворительные учреждения. Затем они были совершенно упразднены в северной Италии святым Амвросием , потому что подавали повод к разным беспорядкам из-за возникавших на них злоупотреблений вином и нецеломудренного поведения некоторых участников.
Третий Карфагенский Собор 391 года постановил, чтобы верные готовились к Евхаристии говением , и поэтому отделил Евхаристию от агапы. Соборы Лаодикийский и Трулльский запретили совершать агапы в храме и тем самым совершенно лишили их церковно-религиозного характера.
Тщетной оказалась попытка, сделанная участниками Гангрского Собора ( IV в.), возвратить им прежнее значение. К началу V в. они начали постепенно исчезать.
В XX веке как на Западе, так и на Востоке неоднократно предпринимались попытки реставрации «агапы», в силу указанных причин неубедительные с исторической точки зрения.
Использованные материалы
http://www.patriarchia.ru/db/text/34823.html
http://magister.msk.ru/library/bible/comment/nkss/nkss24.htm
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент