Значение слова АВСТРИЯ в Православной энциклопедии Древо

АВСТРИЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации.

Австрия, Австрийская Республика (Republik Österreich), государство в Центральной Европе, в бассейне Дуная. 83,8 тыс. кв.км. Население 8,1 млн. человек (1996), 93% — австрийцы. Городское население 64,5% (1991). Официальный язык — немецкий. Большинство верующих — католики. Австрия — федерация в составе 9 земель, в том числе Вена, столица Австрии. Глава государства — президент. Законодательный орган — двухпалатный парламент (Национальный совет и Федеральный совет).

История христианства в Австрии

Римская Империя

Христианство в Австрию было принесено, вероятно, во II веке солдатами, служившими в римских провинциях Ретия (Rätien), Норик (Noricum) и Паннонию . Об этом свидетельствуют чудо с дождём в Кваденланде (Quadenland, прибл. 173 г.) во время Маркоманнской войны (Markomannenkriege) и мученичество святого Флориана ( 304 ).

После Миланского эдикта , принятого императором Константином в 313 году, распространение христианства и разрушение языческих капищ, прежде всего в городах, стало происходить более активно. Присутствие епископов из Норика на соборе в Сердике (Serdica, нынешняя София), происходившего в 343 году, указывает на наличие к тому времени епархиальной структуры. Заведомо епископские кафедры имелись в то время в Агунтуме (Aguntum), неподалёку от Линца (Lienz), в Лауриакуме (Lauriacum), нынче называемом Лорьх (Lorch), в Теурнии (Teurnia), иначе называемой Тибурния (Tiburnia), что неподалёку от Шпиталь-на-Драве, и в Вирунуме (Virunum), что около Клагенфурта. Возможно также наличие епископских кафедр в Карнунтуме (Carnuntum), что неподалёку от Петронеля (Petronell), Ювавуме (Iuvavum, нынешний Зальцбург ), Овилаве (Ovilava, нынешний Вельс) и Виндобоне (Vindobona, нынешняя Вена ).

Великое переселение народов

Приблизительно с 400 года, во время великого переселения народов, на Дунае селятся многочисленные германские племена, состоявшие в большинстве своём из ариан . Приблизительно в 450 году в Боиотро (Boiotro, нынешнее Пассау ) подвизался святой Валентин. На востоке, в Фавианисе (Favianis, нынешний Маутерн ) святой Северин (Severin) основал монастырь и помогал населению. После кончины Северина римляне в 489 году продвинулись на север от Альп (Уфернорикум) (Ufernoricum). На юге церковные структуры сохранялись в царстве Одоакра (Odoakers, с 476 года) и в царстве вестготов (с 493 года).

В VI веке славяне проникали в область к востоку от Лентии (Lentia, нынешний Линц ), на востоке и юго-востоке сегодняшней Австрии поселились авары . На западе Баварии начиная с 500 года, вокруг Бригантиума (Brigantium, нынешний Брегенц ) поселились аламаны . Так как прибывавшие племена были языческими, церковные структуры уничтожались, а христиане из большинства стали составлять меньшинство.

Вероятно в 574 году епископская кафедра была перенесена из города Августа Винделикорум (Augusta Vindelicorum, нынешний Аугсбург ) в город Сабиона (Sabiona, нынешняя Зэбен бай Клаузен (Säben bei Klausen)). Епископы того времени Матернин (Materninus, + ок. 578 году) и святой Ингенуин, (Ingenuinus, + ок. 605 г.) отвечали за восточную часть провинции Ретия , называвшуюся Винделисен (Vindelicen) или Вторая Ретия (Raetia secunda). О дальнейшей истории этого епархии до VIII века не имеется почти никаких источников.

Православие в Австрии

Долгие годы в Австро-Венгерскую империю входили местности, где проживали целые народности, придерживавшиеся Православия: жители Галиции и Буковины , венгры , сербы , румыны . Православные приходы в пределах этой тогда обширной страны объединялись иногда в целые епархии. В Вене и окрестностях, к тому же, издавна проживали православные греки .

Свидетельство Православной веры, однако, не всегда было легким. По австро-венгерскому конституционному закону в XIX -начале XX века за православным вероисповеданием признавались равные права с прочими вероисповеданиями. Но с разладом отношений между Россией и Австрией австро-венгерские власти исповедание русско-православной веры стали подводить под понятие государственной измены. Приверженцев же Православия, за проявление русского самосознания стали считать государственными изменниками и возбуждали против них политические процессы об измене. Так было в процессе 1882 года против священника Иоанна Наумовича , известном как процесс против Ольги Грабарь (матери художника-академика И. Грабаря) и товарищей. Так было и в 1913 году в процессе в Мармарош-Сигете, против иеромонаха Алексия (Кабалюка) и 94 русских крестьян Угорской Руси . Так произошло и в инспирированном накануне первой мировой войны львовском процессе о Государственнной измене против журналиста Семена Юрьевича Бендасюка и товарищей, когда обвинялись также два православных священника: Сандович Максим и Гудима Игнатий .

Так было и в процессе о государственной измене против священника д-ра Кассиана Дмитриевича Богатырца и товарищей, проведенном уже во время войны (4.9.1916-17.2.1917), в котором из 23 общественных и культурных деятелей Галичины и Буковины 16 были приговорены к смертной казни: в том числе - священник Кассиан Богатырец . Следует обратить внимание на разницу между вынесенными в этих процессах приговорами в мирное и в военное время. В мирное время действовали конституционные законы об охране гражданских свобод. С началом военнных действий в Первую мировую войну были отмены конституционные законы о гражданских правах. Поэтому и приговор мог быть иногда суровым: смертная казнь. В этих обстоятельствах пришлось действовать в процессе перед венским военным судом о.Кассиану Богатырцу. Но он мужественно и бесстрашно выступил в защиту прав Православной Церкви. Из опубликованных материалов известно также Выступление в защиту прав Восточной Церкви, т. е. Православия, просветителя Галицкой Руси священника Иоанна Наумовича , перед австрийским судом в названном выше процессе, и перед Римским престолом - с апелляцией к папе Льву ХIII . Об этом можно узнать обстоятельно из Стенографического протокола по делу Ольги Грабарь и тов. Львов, 1882; и из Апелляпии к папе Льву ХIII священника Иоанна Наумовича, опубликованной в львовской газете "Слово" за 1883 год, а также из других публикаций того или последующего времени.

С историей свидетельства о Православии и верности Православной Церкви в Австро-Венгрии связана судьба выдающегося священника Русской Церкви Николая Рыжкова . Он был деятельным проповедником и настоятелем нескольких русских храмов заграницей. Война застала его настоятелем русского прихода и храма в Карлсбаде . Кипучая деятельность о.Николая в его служении Православию и Родине оборвалась 7 августа 1914 года его арестом. Его арест и заключение в тюрьму сопровождались издевательствами и глумлениями, вплоть до оплевания. Во время следствия отец Николай был заключен на 22 месяца в одиночку в так называемой "Башне смерти" в Вене. После вынесения приговора o.Николай заявил, что Всеведущий Господь Вседержитель знает подлинную правду, а он не страшится предстaть пред Судом Всевышнего. Такое сильное заявление осужденного священника внесло смятение в ряды судей и присутствовавших. Отцу Николaю подал кассационную жалобу. Также, в испанское посольство в Вене, представлявшее во время войны интересы России, посыпался поток телеграмм. Было получено и личное обращение испанского короля Альфонса. В результате, австрийское правительство было вынуждено помиловать осужденного, но с тем, что он будет обменен на интернированного тогда в России униатского митрополита Шептицкого . Только после выезда из России Шептицкого австрийские власти выпустили отца Николая из тюрьмы и разрешили ему выехать на Родину.

Православные храмы в Австрии

Известно, что сто лет назад, на освящении Никольского храма в Вене были настоятели греческого и сербского приходов Вены. Известно также, что имелись православные храмы: Троицкий собор и Георгиевский греческий храмы. Это - старейшие, наравне с русской, православные общины Вены.

Троицкий собор принадлежал греческой общине Австрии, под омофором Константинопольского Патриарха. Ряд лет австрийскую кафедру Константинопольского Патриархата занимал митрополит Хризостом (Тситер) . Ныне ее глава- митрополит Михаил. В Саввинском сербском храме ряд лет настоятельствовал протоиерей Живота Михайлович. Дом при храме освящен в 1974 году еп. Лаврентием (Сербской Православной Церкви). Этот дом был построен на средства Методистской церкви для сербского прихода Вены . Уже много лет в Вене существует приход Румынский православной церкви. При посольстве Болгарии имеется приход Болгарской Православной церкви.

Литература

ПЭ. Т.I.

http://pravenc.ru/text/63028.html

Использованные материалы

http://de.wikipedia.org/wiki/Geschichte_des_Christentums_in_...eich

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.