Значение слова ЕЛИФАЗ в Библейской энциклопедии Никифора

ЕЛИФАЗ

(Бог есть сила его) - имя двух лиц, упоминаемых в кн. Бытия и Иова: Быт 36:4 и пр. - сын Исава и Ады и отец Фемана (ст. 11). Иов 2:11, 4:1 - первый из наиболее влиятельных друзей Иова. В силу того, что он называется Феманитянином, думают, что он был потомок Фемана, сына Елифазова. По мнению других, он был сын Исава, а если так, то Иов делается современником патриархов. Он первый отвечал Иову вероятно потому, что был старейшим и казался наиболее спокойным и красноречивым из собеседников. В своей речи к Иову он убеждает его в правосудии Божием (4, 5, 15, 22). "Вспомни же, говорил он Иову, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы? (Иов 4:7). Он старается придать вес своим словам то заявлением о таинственном видении, которого он удостоился в ночное время (4:12), то указанием на свои знания и опытность: что знаешь ты, говорил он, чего бы не знали мы? что разумеешь ты, чего не было бы ну нас? (15:9) то наконец ссылкою на свои престарелые годы: и седовласый и cmapeц, говорит он, есть между нами, днями превышающий отца твоего (ст. 10). До начала своей третьей речи Елифаз был спокоен, но затем с особою едкостью он нападает на Иова, обвиняя его в различных преступлениях: Верно злоба твоя велика и беззакониям твоим нет конца, - восклицает он; - верно ты брал залоги от братьев твоих ни за что... утомленному жаждою не подавал воды, голодному - хлеба, вдов отсылал ни с чем, сирот оставлял с пустыми руками... За то вокруг тебя петли, и возмутил тебя неожиданный ужас, или тьма, в которой ты ничего не видишь, и множество воды покрыло тебя (22:5-11). Сблизься же с Ним (с Богом), заключает он, и будешь спокоен, чрез это прейдет к тебе добро (ст. 21 и след.). Это несправедливое и жестокое обвинение Иова в разных мнимых преступлениях навлекло на Елифаза и на друзей его гнев Божий, и только всесожжение, принесенное ими Господу, и молитва Иовы могли отвратить оный. Елифаз, без сомнения, заблуждался, полагая, что различные бедствия, посылаемые Богом человеку, служат единственно воздаянием за его грехи и преступления.

Библейская энциклопедия, Никифор.