(1Цар 17:54). К числу военного, а частию и охотничьего оружия у Евреев вообще принадлежали следующие:
Щит (3Цар 10:17, Иез 26:8) - несомненно был одною из древнейших принадлежностей вооружения, потому что образное указание на оный делается уже в Быт 15:1 и часто в других местах. Как защитительное оружие, щиты упоминаются в первый раз в песни Деворы пророчицы (Суд 5:8). Они употреблялись для отвода неприятельских ударов. В отношении к форме щиты были частию овальные, частию круглые, изготовлялись они иногда из дерева (Иез 39:9), или из ивовых плетенок, покрытых кожею, жестью или медью; иногда делались из толстой воловьей, или верблюжьей кожи, которая обильно смазывалась маслом (2Цар 1:21). В исключительных случаях щиты делались из меди и золота, или покрывались тонкими пластинками этих металлов (1Цар 17:6, 3Цар 10:16-17). Впрочем, нужно думать, эти щиты употреблялись более для украшения, чем для употребления на войне и носились только главными начальниками на военном поле. На таких металлических щитах часто вырезывались различные фигуры. Прекрасное описание Гомером щита Ахиллесова, без сомнения, хорошо известно всем читателям классических писателей. Во время похода они были носимы на плече, а в сражении привязывались к левой руке ремнем.
Большой щит (1Цар 17:6) - по размерам и по весу был больше обыкновенного щита и упоминается свящ. писателями в связи с тяжелыми оружиями (3Цар 10:16,17), тогда как об обыкновенном щите говорится на ряду с легкими, как например мечем, копьем и пр., по форме, вероятно, походил на большой Римский щит, имевший иногда 4 фута в длину и 2 1/2 футов в ширину, и так был сделан, что прикрывал все тело воина. Потерять этот щит в сражении считалось крайним бесчестием. Потеря щита в Спарте считалась уголовным преступлением. Спартанские матери, отправляя сыновей на войну, обыкновенно говорили: или с сим, или на сем, т.е. принеси обратно этот щит, или пусть обратно принесут на нем твое тело.
Броня, латы (1Цар 17:5, Неем 4:16, Иов 41:18, От 9:9) покрывали тело воина до колен, особенно грудь и спину вроде рубашки. Они состояли из двух частей и скреплялись вместе на плечах. В первой Книге Царств говорится, что броня Голиафа весила 5,000 сиклей меди, или почти 160 англ. Фунтов. Она, вероятно, состояла из рядов медных насечек, наложенных одна на другую вроде рыбьей чешуи, или вроде тростникового плетенья из меди. Так как броня считалась главнейшею и существеннейшею частию воинского вооружения, посему и служит наиболее выразительною эмблемою защиты и безопасности (Ис 59:17, Еф. 6:14). Пояс, прикреплявший броню к груди, часто весьма богато украшался и сделался впоследствии необходимою принадлежностью воинского вооружения.
Наколенники (1Цар 17:6) были медные и служили для защиты ног. О них упоминается только, как о части вооружения Голиафа, и они вероятно не были в общем употреблении у Евреев, хотя Греки и Римляне всегда пользовались этою воинскою принадлежностью.
Шлем (Иез 27:10), военный головной убор, или каска, делался из твердой, полированной меди (1Цар 17:38) и обыкновенно к верху его, как украшение, прикреплялся медный гребень, или перья. В позднейшие времена к шлему стали приделывать забрало, или наличник, для закрытия и защиты лица. Вследствие серьезных ран, наносимых в голову, можно заключать, что шлем составлял один из первых военных доспехов.
Легкие оружия у Евреев употреблялись следующие: меч, копье или пика, иначе дротик, лук, стрелы, колчаны и секира.
Меч (Быт 27:40) - это было короткое, обоюдоострое оружие, очень сходное с нашим кинжалом; носился в ножнах (Иер 47:6), и прикреплялся к поясу на правом бедре (Суд 3:16, 2Цар 20:8).
Копье, пика, дротик - метательное копье. Существенных различий между ними указать нельзя; различались же они между собою только по величине и объему, Они состояли из длинной деревянной рукоятки с железным или медным острием на одном конце (1Цар 17:7) и были самыми употребительными прободательными орудиями, но употреблялись также как и стрелы для бросания вдаль (1Цар 18:11, 19:10). Подобным копьем с заостренным наконечником Авенир убил Асаила (2Цар 2:23). Греческие копья были иногда в 25 футов в длину, а у Арабов даже в настоящее время они делаются иногда в 15 футов в длину.
Лук делался из упругого дерева или из меди (2Цар 22:35); тетива натягивалась рукою, при чем на лук наступали ногой (1Пар 5:18, Пс 7:13). Стрелявшие из лука назывались стрелками. По достоинству отличался неверный лук (Пс 77:57), который отдает назад и ранит самого стрелка или такой, который вследствие слабости тетивы и других недостатков плохо держит в себе стрелу, не давая надлежащей силы полету оной. Натягивание лука служило свидетельством физической силы, что еще доселе находим у Арабов. На сие-то вероятно и намекается в псалме 17 (:35).
Стрела (1Цар 20:36) - тонкое метательное орудие, употребляемое как на войне, так и на охоте (Быт 27:3, 48:22), которое выпускали с натянутой тетивы лука, как и в наше время. Стрелы обыкновенно делались из тростника, а впоследствии из другого какого либо легкого дерева. Конец стрелы всегда изощрялся на подобие железного крючка в удочке, так что мог глубоко вонзаться в тело (Пс 37:2). Иов указывает на употребление стрел, напитанных ядом (Иов 6:4), а иногда они обливались горючими веществами и воспламенялись; огонь являлся вследствие наложения на стрелы можжевелового дерева, которое скоро воспламеняется, и которое таким образом могло зажечь одежду неприятеля (Пс 119:4). Известно, что уголья можжевелового дерева горят долго и жарко, и мы знаем, что Финикияне, а в позднейшее время Испанцы употребляли воспламеняющиеся стрелы с тою же самою целию. Стрелы употреблялись также и для гадания (Иез 21:21).
Колчан (Быт 27:3), или кожаное вместилище для стрел, иначе сумка, вешаемая обыкновенно через плечо в таком положении, что воин легко мог вынимать стрелы.
Праща (1Цар 17:40) - древнее военное оружие, при помощи которого камни с большою силою и удивительною меткостью попадали в цель (Суд 20:15,16). Ловким обращением с пращею особенно славились Вениамитяне (Суд 20:16), бывшие также хорошими стрелками из лука (левши; 1 Пар, 12:2).
Молот (Иер 51:20), очевидно, был одним из страшных военных орудий, но об устройстве и способе употребления его до нас не дошло никаких сведений. Быть может, он представлял собою род бердыша или палицы, сделанной из дерева и обитой железом или медью, с мечем на конце оной. Египетский молот имел также меч на конце изогнутой формы, в роде алебарды.
Военнохранилище (Иер 50:25), место, в котором складывались у Евреев воинские оружия в мирное время, нечто в роде нашего арсенала. Из намека в книге Песнь Песней (4:4) явствует, что было известное воинское хранилище, называемое здесь столпом Давидовом.