(Мат.18:17; Деян.12:5; Рим.16:4,5; 1Кор.7:17; 1Кор.14:34; 1Кор.16:19) — под этим словом в настоящее время понимается:
а) всемирно распространенная религиозная организация или отдельно каждая из более чем 200 различных современных «христианских» конфессий, течений, деноминаций, руководимая профессиональной религиозной иерархией по типу других земных религий;
б) местная община верующих, приход, включенные в эту иерархическую систему как низшая ее структурная единица, во главе которой стоит назначенное лицо, и для проведения служб которой имеется специальное здание или помещение (по типу мирских клубов);
в) само церковное здание или молитвенный дом, при этом в Зах.11:13; Мат.27:6 этим словом в русской Библии ошибочно назван храм.
Малую группу верующих или даже отдельную семью ( см. Рим.16:4; 1Кор.16:19) теперь церковью не называют. Монополия центральной власти не может допустить этого. Всякая, даже самая небольшая «церковь» уже при своем появлении считается частью общей организации, ее представителем. Все современные церкви своей организационной структурой, формой и методами действий, а также в финансовом и в отношении служебного персонала, повторяют окружающие их государственные и партийные учреждения. Земную церковь в настоящее время в основном представляют три главные «христианские» религиозные структуры: католическая церковь (насчитывающая 450 млн членов), протестантская (300 млн ) и православная (150 млн ), которые, вместе с другими направлениями, теперь объединяют примерно треть населения земного шара. Каждая из них, конечно, считает, что наивернейшим образом воспроизводит Христово учение (!) (для сравнения напомним, что мусульман в настоящее время на земле более 600 млн ).
В земной церкви легко различаются две главные части:
а) строго организованная руководящая верхушка, состоящая из профессионалов, и
б) масса рядовых верующих или прихожан.
Часть а) с настойчивостью, достойной лучшего применения, стремится строго сохранить установленные традиции, формы «служения», обряды, праздники и т.д. , ограждая себя, как от смертельной заразы, от любого вмешательства или критического подхода. Часть б), наученная и опекаемая частью а), ничего не ищет, Писаний не изучает, но считает достаточным хождение в церковь, исполнение обрядов и подчинение традициям.
Современное положение церкви и истинный характер ее свидетельства невозможно понять без детального и критического изучения всей ее истории, чего сейчас, по вполне понятным причинам, никто в церкви не делает.