— священнослужитель в скинии и храме, посредник между Богом и человеком. В Писании упомянуты священники и из других народов (Быт.14:18; Исх.2:16; Иер.48:7), а в Быт.47:22; 1Цар.6:2; 2Пар.13:9; Деян.14:13 этим именем в оригинале названы и жрецы ( ср. Иер.49:3). У еврейского народа священниками по повелению Божию были поставлены только потомки Аарона (Исх.28:1,43; Чис.3:10). Судя по Исх.4:14; Исх.19:22 некоторые полагают, что священники у евреев были уже и в Египте. Ной, Иов, Авраам, Исаак и Иаков сами исполняли роль священников, строя жертвенники и принося на них жертвы Богу. Также и Моисей, будучи посредником между Богом и народом, выступал священником вместе с юношами, которых назначал сам (Исх.24:4-5). Позже, во времена судей и царей также случалось, что эту роль брали на себя вожди народа, пророки и отдельные лица: Гедеон (Суд.6:24,26), Маной (Суд.13:16,19), Самуил (1Цар.7:9; 1Цар.9:12), Саул (1Цар.13:9), Давид (2Цар.6:17; 2Цар.24:25), Илия (3Цар.18:30-33), Елисей (3Цар.19:21), Ахаз (4Цар.16:12-13). Приносил жертвы и Иеровоам перед тельцом в Вефиле (3Цар.12:33; 3Цар.13:4) и назначенные им священники (3Цар.12:31). Были и другие произвольные священники у израильтян (Суд.17:5; Суд.18:30). Были священники и среди переселенцев, живших в Самарии после ее покорения (4Цар.17:32). В Исх.19:5-6; Ис.61:6 весь израильский народ назван царством священников, но только при условии, что он будет слушаться гласа Божия. Не потому ли Господь поразил Озию проказой за самовольный вход во святилище (2Пар.26:16-19)?
Обязанности священников были обширны. Они должны были приносить жертвы, поддерживать огонь на жертвеннике и светильнике (Чис.18:5), учить народ (Лев.10:11; Втор.33:10; 2Пар.15:3), судить (Иез.44:24), объявлять нечистым и очищать от проказы (Лев.13; 14; ср. Лук.5:14), трубить трубами (Чис.10:8), ободрять народ перед сражением (Втор.20:2-4). Священниками названы, по-видимому, и некоторые должностные лица при царях (2Цар.20:26; 4Цар.10:11). Великими священниками назывались первосвященники (Нав.20:6; Неем.3:1). Следующие по рангу назывались вторые священники (4Цар.23:4; 4Цар.25:18).
На священнике не должно было быть никакого телесного порока (Лев.21:17) и свое происхождение от Аарона каждый из них должен был уметь показать (Езд.2:62). Священники по завету Бога с Левием должны были быть верными одному Богу, но этого не оказалось (Мал.2:1-8). И поэтому пришел Вернейший — единственный и истинный Священник и Первосвященник, Господь Иисус Христос, через Которого мы и имеем доступ к Богу (Евр.2:17; Евр.3:1; Евр.4:14; Евр.9:11-12). И сами иудейские священники должны были покориться вере (Деян.6:7), а ученики Христовы названы святыми и царственным священством (1Пет.2:5; Отк.1:6; Отк.5:10; Отк.20:6).
В связи с этим священник в христианстве (как «посредник» или как «свидетель», как они себя иногда называют) представляется жалкой попыткой повторять те несостоятельные функции несостоятельных еврейских священников, которые сами (полностью, как институт посредничества, заступничества и учительства) были упразднены Христом (Евр.6:20; Евр.7:25). То же самое можно сказать и о протестантах и других направлениях, в которых служители называются не священниками, а другими именами, хотя по сути ими остаются.