— это и совершенно безжизненные пространства (Втор.1:19; Иер.2:6) и просто необитаемые места, хотя и годные для пастбища (Лук.15:4). Словом «пустыня» в некоторых местах обозначены совершенно определенные пустыни: Сирийская — во Втор.1:1; 3Цар.19:15 и Иудейская — в Нав.15:61; Мат.11:7. Следующие пустыни названы по имени:
Дивлаф (Иез.6:14),
Едомская (4Цар.3:8),
Ефам (Чис.33:8) (то же, что Сур),
Зиф (1Цар.23:14-15) (часть Иудейской),
Иеруил (2Пар.10:16) (часть Иудейской),
Иесимон (1Цар.23:19) (часть Иудейской),
Иудейская (Мат.3:1),
Иудина (Суд.1:16),
Кадес (Пс.28:8) (то же, что Син, часть пустыни Фаран),
Кедемоф (Втор.2:26),
Маон (1Цар.23:24,25),
Моава (Втор.2:8),
приморская (Ис.21:1),
Син (Чис.33:36),
Сур (Быт.16:7),
Фаран (Чис.13:1),
Эн-Гадди (1Цар.24:2).
В некоторых местах словом «пустыня» обозначаются все места странствования израильтян по пути в обетованную землю (Чис.14:29; Втор.1:19; Втор.8:2,16; Втор.29:5; Пс.77:40; Пс.105:14; Иез.20:13; Иоан.6:31), но чаще это слово имеет обобщенный и иносказательный смысл (Пс.67:7; Ис.32:15,16; Ис.35:1,6; Ис.48:21; Ис.58:12; Иез.20:35-36; Иез.26:20; Ос.13:5), обозначая и отделенность от мира, и испытания, и утрату связи с Богом. ( см. странствование )