— очищение и преображение, символическая смерть и воскресение, знак духовного возрождения человека от воды и Духа (Иоан.3:5). Погружение в воду при крещении есть первый, внешний акт подтверждения человеком перед всем миром и небом его веры во Христа и очищения от грехов, за которым впоследствии происходит таинственное (сокровенное) погружение в Духа Святого, которое осуществляет Сам Господь (Мат.3:11; Деян.1:5; Деян.8:14-17; Деян.11:15-16). Крещение в воде, крещение покаяния, впервые осуществленное Иоанном Крестителем, предтечею Христа, было, несомненно, взято от ветхозаветных омовений, символизировавших частичное очищение (Исх.19:10; Лев.8:6; Лев.17:16; Евр.9:10). Но полное погружение в воду при крещении демонстрирует решительный и окончательный характер отрешения от старого и готовность человека облечься во Христа (Гал.3:27). То и другое было предсказано еще в Ветхом Завете (Ис.4:4). Обе эти фазы крещения могут совпадать (Деян.2:38), идти одна за другой (Деян.19:2-6) или даже меняться местами (Деян.10:44-48), но в любом случае, одно совершается людьми, а другое — Богом (Деян.13:52).
Следует заметить, что крещение в воде — желательный, но по-видимому, не обязательный элемент присоединения к числу спасаемых (истинных верующих). В Деян.2:41 под крещением, очевидно, понимается само принятие Слова Божия, ибо крещение трех тысяч человек в воде в один прием трудно даже представить ( ср. также Деян.8:14-17). Сам Господь никогда не крестил людей в воде, только его ученики (Иоан.4:2) (известно, что в Священном Писании вода часто символизирует Слово).
Русское слово «крещение» этимологически не соответствует тому слову, которое употребляется в оригинале (греческое «баптизо» означает «окунать», «погружать»), но имеет обратную формацию от слова «крест», на котором был казнен Спаситель. ( см. проказа )