Значение слова КОВЧ’ЕГ в Библейском словаре

КОВЧ’ЕГ

( греч. ящик) —

а) плавучее сооружение из осмоленного дерева, построенное Ноем по повелению Божию, похожее скорее на дом со сходящимися вверху стенами, чем на корабль. Ноев ковчег имел внушительные размеры, в несколько раз превосходящие размеры Соломонова храма. Его длина была 150 м, ширина 25 м и высота 15 м. Боковые стены сходились вверху до расстояния в полметра, сбоку была одна дверь, а наверху — отверстие (Быт.6:14-16). Внутри ковчега было три этажа (палубы). По этому образу в 1609 г. богатый меннонит Петр Янсен из Голландии построил ковчег и оказалось, что туда можно было поместить более 7000 пар животных с запасом пищи на год (вместимость его оказалась равной вместимости железнодорожного состава длиной более 6 км);

б) (Быт.50:26) — гроб или саркофаг, возм. , металлический или каменный, какие употреблялись для захоронений фараонов;

в) ковчег свидетельства (Исх.16:34), откровения или завета — ящик, сделанный Моисеем по повелению Божию в Синайской пустыне из дерева ситтим и богато украшенный золотом, для хранения откровения, данного Богом (Исх.25:10-22). Его размеры были: длина 1.25 м, ширина и высота 0,75 м и ставился он прямо на землю. Крышка его была из чистого золота с изображениями двух херувимов. По Евр.9:4 в нем хранились кроме скрижалей завета еще жезл Аарона и сосуд с манной, но по Исх.16:33; Чис.17:10 они были помещены перед ним ( ср. 3Цар.8:9; 2Пар.5:10). Ковчег завета всегда шел впереди израильтян, когда они шли по пустыне (Чис.10:35-36). После перехода Иордана он был установлен в Силоме (Нав.18:1). Затем он оказался в Массифе (Суд.20:27), затем снова в Силоме (1Цар.3:3), где он пробыл в общей сложности около 350 лет. Оттуда израильтяне взяли ковчег на войну с филистимлянами (1Цар.4:4), которые и захватили его ( ст. 11). Он пробыл в плену семь месяцев (1Цар.6:1), после чего был возвращен и простоял некоторое время на большом камне на поле Иисуса из Вефсамиса (1Цар.6:18-20). После этого ковчег завета был перенесен в Кириафиарим, где пробыл в доме Аминадава «лет двадцать» (1Цар.7:1-2), но фактически много больше, ибо царствование Саула продолжалось 40 лет и о ковчеге в это время не упоминается (1Пар.13:3). Давид по воцарении над всем Израилем (то есть через некоторое время после семилетнего царствования в Хевроне) перенес его сначала в дом Аведдара Гефянина (2Цар.6:10-11), а затем в Иерусалим ( ст. 17), в город Давидов, то есть на Сион (2Пар.5:2). Отсюда его, по-видимому, брали на войну (2Цар.11:11), но после постройки храма, он был поставлен окончательно на свое место — в давире под крылья херувимов (3Цар.8:6; 2Пар.5:7). Но его вынесли и отсюда, очевидно, при Манассии (2Пар.33:7), после чего Иосия снова вернул его в храм (2Пар.35:3). Дальнейшая судьба ковчега не известна, возм. , он сгорел вместе с храмом (2Пар.36:19), ибо среди сосудов, возвращенных Киром евреям, его не было. Но в будущем он и не нужен будет (Иер.3:14-16), он явится в храме Божием на небе (Отк.11:19). ( см. скиния , херувим , храм )

Библейский словарь.