— в древности важнейшее место города, какого теперь не имеет даже центр. Здесь велась торговля, производился суд, собирались собрания, провозглашались пророчества, заключались сделки (Втор.17:5,8; Руф.4:1; 3Цар.22:10). Если неприятель захватывал ворота, город уже не мог устоять. Поэтому выражение «врата ада» (Мат.16:18) нужно понимать как «вся сила и совет ада».
Древний Иерусалим, как вытекает из рассмотрения Неем.3 и Неем.12 (а также и других мест Священного Писания), имел в своих наружных (городских) стенах следующие ворота ( см. Приложение 4):
Овечьи (Неем.3:1,32; Неем.12:39),
Рыбные (2Пар.33:14; Неем.3:3; Неем.12:39; Соф.1:10),
Старые (Неем.3:6; Неем.12:39),
Ефремовы (4Цар.14:13; 2Пар.25:23; Неем.8:16; Неем.12:39),
Долины (2Пар.26:9; Неем.2:13; Неем.3:13),
Навозные (Неем.2:13; Неем.3:13,14; Неем.12:31) (в Иер.19:2 названы Харшиф),
Источника (Неем.2:14; Неем.3:15; Неем.12:37),
Водяные (Неем.3:26; Неем.8:1,3,16; Неем.12:27),
Темничные (Неем.12:39),
угольные (угловые) (4Цар.14:13; 2Пар.25:23; 2Пар.26:9; Иер.31:38; Зах.14:10).
В Иез.48:31-34 перечислены двенадцать ворот по именам колен Израилевых.
Кроме того, в Писании упоминаются следующие внутренние ворота:
а) царского дворца —
Вениаминовы (Иер.20:2; Иер.37:13; Иер.38:7; Зах.14:10),
конские (4Цар.11:16; 2Пар.23:15; Неем.3:28; Иер.31:40),
б) неизвестного положения —
Гаммифкад (Неем.3:31),
городские (4Цар.23:8),
Иисуса градоначальника (4Цар.23:8),
первые (Зах.14:10),
средние (Иер.39:3),
телохранителей (4Цар.11:6,19).
В Писании упомянуты по имени только одни ворота вне Иерусалима: речные (в Ниневии) (Наум.2:6). ( см. тж храм )