Значение слова П’АСХА в Библейском словаре

П’АСХА

(проходить мимо) — величайший еврейский праздник (Иоан.2:13), празднуемый в память чудесного избавления из египетского плена (Исх.12:1-24). Пасхой в Исх.12:21; Втор.16:2 назван также и сам пасхальный агнец а в Исх.12:26-27 все служение названо пасхальной жертвой Господу. Пасха праздновалась в 14-й день первого месяца Авив (Нисан) независимо от дня недели (Исх.12:6) (фактически уже 15-го, ибо день ( см. ) у евреев начинался вечером с заходом солнца). Если этот 15-й день совпадал с субботой, то она называлась великой (Иоан.19:31). Пасхального агнца нужно было приготовить в 10-й день, заколоть в 14-й, есть печеным, оставшееся сжечь в ту же ночь (Исх.12:3,6,9,10). Пасху разрешалось (в случае нечистоты) совершать и во второй месяц (Чис.9:10-13). Ее должен был совершать и всякий пришелец, живший среди евреев (Лев.9:14). Вслед за Пасхой (точнее, в тот же 15-й день) начинались семь дней опресночных (Исх.12:18; Мат.26:17; Мар.14:12), в которые полагалось удалить из домов всякую закваску и есть только опресноки. Заколать пасхального агнца закон требовал только в том месте, где пребывало имя Господа (то есть пред скиниею или храмом) (Втор.16:1) и есть его разрешалось только мужчинам (Втор.16:7,16). Первый раз евреи совершили Пасху в Египте (Исх.12), второй раз — в пустыне (Чис.9) и в третий раз — перейдя Иордан, в Галгале, на Ханаанской земле (Нав.5:10-11). Во время Судей она, видимо, праздновалась довольно регулярно, но позднее о Пасхе упоминается только при Езекии (2Пар.30) и при Иосии (4Цар.23:22; 2Пар.35:19), то есть более, чем через 500 лет после Судей. Судя по 2Пар.30:10-11, праздником этим уклонившиеся в идолопоклонство евреи пренебрегали. Позже это служение было восстановлено при Ездре (Езд.6:18-19).

Но наша Пасха — Христос (1Кор.5:7), умерший и воскресший для нашего оправдания. Слава Ему! Существуют различные мнения о дне, в который Господь совершил Свою последнюю Пасху (вечерю) со Своими учениками. По синоптическим Евангелиям может показаться, что это произошло вечером 14 Нисана (точнее — в начале 15-го, в первый день опресноков) (Мат.26:17; Мар.14:12; Лук.22:7). В этом случае Он был схвачен, судим и распят в самый праздник, чего начальники иудейские не хотели допустить (Мат.26:3-5). Они либо нарушили это свое решение, либо последняя вечеря произошла в другой день. По Лук.23:54; Иоан.18:28,39; Иоан.19:14 день суда и казни Иисуса падает на пятницу перед Пасхой, следовательно, вечеря по всей вероятности состоялась накануне — 13 Нисана, в четверг. В Исх.12:10 сказано: «оставшееся... сожгите на огне». Но если Пасха совпадает с пятницей, а первый день опресноков — с субботой, то по Исх.35:3 огня зажигать нельзя и тогда сжечь оставшееся невозможно. В этом случае, видимо, Пасху можно было есть в четверг 13 Нисана. Возможно также, это была просто предпасхальная вечеря (ужин) Иисуса с Его учениками (Иоан.13:1-2,29), на котором Он дал им Свои последние наставления и молился о них (Иоан.13 — 17). Ибо съедать пасхального агнца нужно было торопливо, с посохами в руках и обувью на ногах (Исх.12:11), на этой же вечери Иисус и Его ученики неторопливо возлежали (Мат.26:20; Мар.14:18; Лук.22:14; Иоан.13:4,12).

Библейский словарь.