Значение слова ИО’АНН в Библейском словаре

ИО’АНН

(Иегова милостив) —

а) сын престарелых Захарии и Елисаветы (Лук.1:5-25, 57-64,80), принадлежавших к священническому роду из Авиевой, то есть восьмой чреды (1Пар.24:10) сынов Елеазара. Иоанн называется Крестителем, ибо он проповедовал крещение покаяния (Мар.1:4) и явился Крестителем Самого Господа Иисуса Христа. Он был Его Предтечей — посвященным от рождения и посланным пред Его лицом в полном соответствии с пророчествами о нем (Ис.40:3-5; Мал.3:1а). Рождение Иоанна Крестителя было на шесть месяцев раньше рождения Иисуса Христа (Лук.1:26,36), а в пятнадцатый год правления Тиверия (Лук.3:1), то есть в 29 г. по РХ , он вышел на служение. Тогда ему было, очевидно, около 31 года (Лук.3:23). Он смело, в духе Илии, обличал всех людей в грехах и призывал покаяться, приготовить путь Господу. Увидев Христа, идущего к нему, он сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан.1:29). Вскоре после этого Ирод ( см. Ирод ,в), который хоть и любил слушать Иоанна, все же взял его за его обличения и посадил в темницу, а позже и обезглавил;

б) сын Зеведея ( см. ), брат Иакова старшего, один из двенадцати Апостолов Христовых и евангелист, любимый ученик Христа (Иоан.19:26; Иоан.21:7,20,24). Он был с Иоанном Крестителем, но услышав о Христе, решительно пошел за Ним (Иоан.1:35-40). Он, по-видимому, на некоторое время вернулся к своему прежнему занятию — рыбной ловле, но, когда Христос призвал его от сетей (Мат.4:21-22), он сразу же оставил их. В числе трех ближайших учеников Господа он был с Ним при воскрешении дочери Иаира (Лук.8:51), при Преображении (Мат.17:1-2) и в Гефсиманском саду (Мат.26:37). Он бесстрашно последовал за Спасителем во двор первосвященника, в преторию, а у Креста принял последнее Его распоряжение. После вознесения Иисуса Христа он снова вернулся на Галилейское озеро, но при явлении Господа первым узнал Его (Иоан.21:1,7). Он был участником устройства общины верующих в Иерусалиме, первого Апостольского собора, посещения верующих в Самарии. Как рассказывает предание, он перед самым разрушением Иерусалима в 70 г. переехал в Ефес и до конца своих дней проповедовал в этом городе. Отсюда, в правление Домициана (81-96 гг.) — в период массовых гонений на христиан, он был сослан на остров Патмос (в Эгейском море, напротив Ефеса), где ему явился Христос. В этот же период (между 90 и 100 гг.) были написаны им Евангелие , Откровение и три Послания ( см. );

в) (Деян.4:6) — из рода первосвященнического, как полагают, родственник Анны, член суда старейшин, перед которым были поставлены Апостолы Петр и Иоанн за свою проповедь в храме;

г) (Деян.12:12,25; Деян.13:5,13; Деян.15:37) — первоначальное имя евангелиста Марка ( см. ).

Библейский словарь.