- это широко распространенный термин, обозначающий сексуальные характеристики и сексуальное поведение людей (Э. Гидденс). Термин появился в 1889 г. в работе, посвященной анализу женских заболеваний, не встречающихся у мужчин - такие различия неизбежно связывались с проявлениями женской сексуальности, наличие которой у женщины, по мнению медиков того времени, считалось противоестественным. Сексуальность связана с гендерной идентичностью. Сексуальность - понятие многозначное. В нем наиболее отчетливо воплощена связь между биологическими и социальными аспектами поведения человека. В житейской практике сексуальность обычно определяется как биологически обусловленное побуждение, или импульс, направленный на представителя противоположного пола (нормальная сексуальность) или любой другой объект (так называемая извращенная сексуальность), проявляющийся в поведении. Практика сексуальности указывает на сексуальную ориентацию или сексуальную идентичность личности.
С позиций психоаналитического (см. Психоанализ ) подхода, сексуальность - это не только особая активность и удовольствие, связанные с функционированием генитального аппарата, но также возбуждения и действия, доставляющие человеку с самого раннего детства удовольствие, не сводимое к удовлетворению физиологических потребностей. Сексуальность здесь выступает одним из элементов так называемой нормальной сексуальной любви.
Феминистские теории, однако, трактуют сексуальность не только как "индивидуальные эротические желания, практики и идентичности", а скорее как дискурсы, конструирующие эротические возможности. Проявления сексуальности и формирование сексуальной идентичности обусловлены особенностями взаимодействия людей, способами интерпретации того или иного поведения на основе существующих образцов действий, адекватных культуре и конкретному контексту. Интерпретация сексуального поведения и сексуальной идентичности в терминах социального производства и воспроизводства, в противовес биологической предопределенности и функциональности - в фокусе социально-конструктивистского подхода. Он сложился под влиянием идей М. Фуко, рассматривающего сексуальность как социальный и исторический конструкт. Многие гендерные стереотипы, закрепленные в процессе социализации и ресоциализации, проявляются именно через отношение к сексуальности. Господствующий взгляд - только гетеросексуальные отношения представляют собой нормальный способ выражения интимности и любви. В современных культурах люди строго категоризированы - женщины и мужчины, свои и чужие, гомосексуалы и гетеросексуалы. Именно континуум гетеросексуальности-гомосексуальности используется А. Кинзи для описания различных проявлений сексуальности. Однако, по данным многочисленных исследований, для многих людей не существует строгого деления на такие биполярные категории сексуального желания.
Несмотря на господствующее в повседневной жизни представление, что проявления сексуальности принадлежат исключительно к сфере приватного, сексуальность выступает средством социального контроля со стороны социальных институтов. Одни формы сексуального поведения трактуются как более легитимные и желательные, чем другие, гетеросексуальность, например, имеет более привилегированный статус в обществе, чем гомосексуальность.
Историческая и социальная трансформация понятия сексуальность связывается с социально-экономическими и политическими трансформациями общества. Романтическая любовь (см. Куртуазная любовь ) становится достоянием масс, что приводит к значительным переменам для женщин - проявления сексуальности больше не связываются с беременностью и родами. Этот разрыв становится все больше с уменьшением размеров семьи, легитимизацией внебрачных связей и распространением контрацепции. Указанные тенденции привели к формированию рационализации и демократизации сексуальности. А. Бежен описывает процессы, посредством которых сексуальность рационализируется: сексуальная активность характеризуется по результату, в основном по степени полученного удовольствия; изменение ментальности в сторону легитимизации стремления к сексуальному удовольствию вне зависимости от чувств (любви), институтов (брака и семьи) и функций (репродуктивность); технизация - когда удовольствие является результатом продуманного желания и контроля за процессом; возникновение экспертов по сексуальной технике; учет сексуального удовольствия.
Эти процессы в значительной степени повлияли на распространение маргинальной сексуальности, пересмотр понятия нормы в отношении сексуального поведения. То, что раньше считалось извращенной сексуальностью (гомосексуализм, садизм, мазохизм, например), в настоящее время все чаще рассматривается как одно из проявлений нормального сексуального поведения.
Sexuality (англ.)
Литература:
Бежен А. Рационализация и демократизация сексуальности // Социология сексуальности. СПб: Институт социологии РАН, 1997. С. 14-19.
Гидденс Э. Фуко о сексуальности // Социология сексуальности. СПб: Институт социологии РАН, 1997. С. 20-29.
Он же. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 704.
Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. С. 424-458.
Темкина А. Сценарии сексуальности и сексуальное удовольствие в автобиографиях современных российских женщин // Гендерные исследования, N 3 (2/1999): Харьковский центр гендерных исследований. C. 125-127.
A Concise Glossary of Feminist Theory. London, New York: Arnold, 1997.
Andersen M. Thinking about women. Sociological Perspectives on Sex and Gender. Boston: Allyn and Bacon, 1997. P. 78-79.
Kinsey A. C., Pomerou W. B., Martin C. E. Sexual behavior in the human male. Philadelphia, 1948.
© Н. И. Ловцова