- идеология, лозунги которой направлены на преодоление традиционных представлений о том, что главное назначение женщин - продолжение рода, что основной смысл их жизни сводится к выполнению репродуктивных функций, а потому рождение детей есть их главная обязанность. Вслед за радикальными феминистками ХIХ в. неофеминистки настаивают на том, что материнство из категории "обязанности" следует перенести в категорию "права" женщин. В этом контексте они добиваются признания права на предупреждение беременности, возможности ее прерывания, ставят вопрос о "сознательном материнстве" и "планировании семьи". Неофеминизм сложился под непосредственным воздействием идей, сформулированных французским философом-экзистенциалистом и писательницей Симоной де Бовуар в ее знаменитой книге "Второй пол" (книга вышла в свет в 1949 г. сначала во Франции, затем в других странах). В системе ее взглядов понятия свобода воли, свобода выбора, самореализация личности и подлинное существование занимают центральное место. В центре внимания - женская личность и ее "ситуация" в истории, заданная физиологией и анатомией, психологией и социальными нормами. С этих позиций Симона де Бовуар заново перечитывает мифы и легенды о "тайне пола", "предназначении женщины", "загадке женской души". Она доказывает, что биологическое различие между мужчиной и женщиной вовсе не предполагает их социального различия, отношений подчинения. Такое распределение ролей навязано вполне определенными социально-историческими обстоятельствами, оно произошло на заре истории, когда за мужчиной была закреплена сфера "конструирования смысла жизни" - сфера культуры, а за женщиной - сфера природы, за мужчиной в обыденном сознании закреплена роль творца, создателя, субъекта, хозяина, а за женщиной - объекта его власти.
Не все неофеминистки оказались готовыми идти до конца за Симоной де Бовуар - видеть в женщине существо, отличающееся от мужчины только своей способностью к рождению детей. Некоторые из них, например, француженки Люс Иригарей (Luce Irigaray) и Элен Сиксу (Helene Cixous), исходя из теории эссенциализма (от лат. essentia - сущность), отстаивают идею об особой женской субъективности, имеющейся специфике женского начала. Поэтому они утверждают право женщины не копировать мужской стандарт социального поведения, а жить сообразно женской натуре - отстаивают право на различие с мужчиной (феминизм различия). Они доказывают, что вся предшествующая история и культура выстроены в соответствии с мужским видением мира, с мужскими вкусами, предпочтениями - мир "маскулинизирован". Поэтому, входя в историю, женщина должна противопоставить мужским стандартам и стереотипам свои, женские. Без утверждения своего особого взгляда на мир, на историю и культуру женщины рискуют потерять самобытность и исчезнуть в "мужском" обществе.
Для других сторонниц Симоны де Бовуар, убежденных в равенстве личностного начала в человеке - будь то мужчина или женщина - особенной женской сущности просто не существует(феминизм равенства, эгалитарный феминизм, - от франц. еgalite - равенство). Эгалитарные феминистки упрекали своих оппоненток за то, что они все заключения выводят на уровень сексуальности и ее проявлений, что для них "признак пола - главный и повсеместный." В спор между этими версиями феминизма оказались втянутыми представители всех наук о человеке, и, в частности, потому, что с середины 1970-х гг. под напором феминисток в западных университетах повсеместно возникали центры женских, феминистских исследований (см. Женские и гендерные исследования за рубежом) с особыми программами. Их основная задача - выявить и определить особенности - или отсутствие таковых - "женского начала", женского взгляда на мир, женских ценностей. С развитием этих исследований спор между приверженцами эгалитарного и дифференцированного подходов к определению женской самобытности не только не разрешился, но окончательно их разделил. Свой выход из тупика предложили исследователи, которые строили анализ, исходя из сравнительных характеристик "женского" и "мужского начал". В центре их анализа оказалось понятие гендер. Так возникли гендерные исследования (см. Гендер ).
Neofeminism, third wave feminism (англ.)
Литература:
Де Бовуар Симона. Второй пол / Пер. с франц. М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. 832.
Irigaray L. Le Temps de la difference. P., 1989. P. 56.
Mossuz-Lavau J. Politique des liberations sexuelles // Nouvelle histoire des idees politiques. P., 1987. P. 542.
© С. Г. Айвазова