(Freud S.). Субъективно-идеалистическое учение в психологии и психиатрии, рассматривающее психическую деятельность человека в плане постоянной борьбы между сознательным и бессознательным, при доминирующем значении последнего. Бессознательное трактуется как извечная "душевная субстанция", иррациональное, неподвластное никакому контролю и признающее лишь два принципа существования – принцип удовольствия и принцип агрессии, разрушения. В качестве неизменной двигательной силы психической деятельности рассматриваются инстинкты, а развитие личности определяется, главным образом, инстинктами половым и самосохранения. Сознание человека якобы не детерминируется условиями внешнего мира, а определяется постоянно идущими из бессознательного импульсами. Поведение человека и наблюдающиеся в клинике психопатологические симптомы представляются как проявление (в замаскированном, символическом виде) вытесняемых "цензурой" и неприемлемых для сознания низменных инстинктов и влечений. На их основе возникают "комплексы", рассматриваемые как основа невротических и психотических расстройств. В объяснении психической деятельности в норме и патологии исключительное значение придается сексуальным моментам, регрессии либидо на якобы проходимые каждым человеком в детстве стадии эротического развития.
Неофрейдисты (E. Fromm, К. Horney), возражая против чисто биологического понимания бессознательного и придавая значение в формировании психики факторам культурным и социальным, трактуют их опять-таки в плане врожденной силы бессознательного, с позиций психоанализа. Возможность познания психических конфликтов, проявляющихся в подавлении чувств и стремлений, сводится ими к искусству толковании фрагментов бессознательного.
В Ф.т. современные исследователи находят и "рациональное зерно" – интерес к изучению проблем несознаваемых форм психической деятельности, выделение механизмов психологической защиты.