[Bernard le Bouyer de Fontenelle, 1657—1757] — французский писатель, сын провинциального адвоката, племянник П. Корнеля. Лит-ая деятельность Ф. началась в конце 70-х гг. (XVII в.) с сотрудничества в журнале «Mercure galant». Войдя в лит-ру как эпигон прециозной школы с ее условно-изысканной тематикой и вычурным стилем, Ф. в дальнейшем стал зачинателем движения французских просветителей XVIII в. Ранние произведения Ф.: лирика (мадригалы, сонеты, стихи на случай и т. п.), пасторальные поэмы, роман «Письма кавалера де Эр...» (Lettres du chevalien d’Her), трагедия «Аспар» (Aspar, 1680), — вызвали резкое осуждение со стороны классиков (Расина, Буало). Последующая лит-ая деятельность Ф., проникнутая публицистическими тенденциями [ «История оракулов» (L’Histoire des oracles, 1687), направленная против суеверий], пропагандой научного миросозерцания [ «Рассуждение о множественности миров» (Entretiens sur la pluralit? des mondes, 1686), «Похвальные слова академиков» (?loges historiques des Acad?miciens, 1708, 1719), «Предисловие» по «Истории Академии наук» (Histoire de l’Acad?mie royale des sciences..., 1702), непременным секретарем которой он состоял с 1699], получила высокую оценку Вольтера. Значительный интерес представляют его «Диалоги мертвых» (Dialogues des Morts, 1683), написанные в форме беседы великих людей прошлого на морально-философские, социально-политические и другие темы. Острый скептицизм, снижение «авторитетов» (Сократ, Аристотель), неожиданные собеседники (Сенека и Скаррон, Парацельс и Мольер), чередование серьезных мировоззренческих споров с рассуждениями салонно-прециозного характера (спор Сапфо и Лауры, что приятнее в любви: «защищаться» или «нападать»), язык то простой и суховатый, то нарочито изысканный в зависимости от темы и собеседников — все это придавало произведению причудливо-противоречивый характер. В дальнейшем Фонтенель мастерски овладел особым видом философски-моралистической и научно-популярной литературы, в которой пропаганда рационалистического миросозерцания и научных данных сочеталась с внешней занимательностью и утонченным изяществом стиля. С этой стороны характерны его «Рассуждения о множественности миров», пропагандирующие декартовскую астрономическую систему в форме изысканно-светского разговора ученого и маркизы. Принимая участие в острой литературной полемике конца XVII и начала XVIII в. по поводу сравнительной ценности античных и современных авторов (т. н. Querelle des anciens et des modernes), Фонтенель был на стороне отстаивавших примат современности (Digression sur les anciens et les modernes, 1688). Библиография : I. Oeuvres compl?tes, 11 vls, P., 1758—1766; Oeuvres, 5 vls, Paris, 1825; Oeuvres [choisies], P., 1852; Sainte-Beuve C. A., Causeries du lundi, t. III, Paris, [1857]—1862; Flourens M. I., Fontenelle..., Paris, 1847; Maigron L., Fontenelle, Paris, 1906. На русск. яз.: Разговоры о множестве миров господина Фонтенелля Парижской академии наук
806 секретаря. Перевод Антиоха Кантемира, СПБ, 1740 (перевод был сделан еще в 1730; переводчик присоединил от себя предисловие и примечания); издание 3-е, 1802; то же, новый перевод кн. Е. А. Трубецкой, М., 1802; Разговор в царстве мертвых. Артемизия и Раймунд Луллий («Сочинения и переводы», май, 1758); Оставшиеся письма Фонтенелля и доктора Юнга («Новые ежемесячные сочинения», ч. LXIX, март, 1792). Л. Галицкий