Андре [Suar?s Andr?; F?lix-Andr?-Yves Scantrel, 1866—] — французский писатель. Известен как автор многочисленных критических статей, монографий, лирико-философских фрагментов и очерков. Произведения других жанров (стихи, драмы) для него не характерны и малозначительны. Издавал одно время [1917—1918] журнал «Remarques», заполнявшийся им самим и ограниченный в распространении (200 экз.). С. интересен как выразитель упадочнически-реакционных настроений в буржуазной лит-ре империалистической эпохи: уход от объективной действительности, культ собственного «я», уклон в иррационализм и мистику, ориентация на католическую церковь, пессимистическая окраска всех настроений и многие другие специфические признаки декаданса свойственны С. Интуиция для С. — единственное орудие познания мира. Особенно резко подчеркивает он антагонизм отдельной личности и общества, рассматривая главным образом с этой точки зрения творчество Вагнера, Шекспира, Ибсена, Достоевского, Льва Толстого и др., у которых ищет доказательства своих идей («Wagner», 1899, «Tolstoi vivant», 1911, «Trois hommes», 1913, «Po?te tragique», 1921). Много также писал С. и о Гёте. Предчувствие неизбежности надвигающейся социальной революции и страх перед близящимся концом капиталистического строя С. выражает в «Sur la vie» [1909—1912]. Здесь С. является одним из предшественников современной империалистической реакции, называя революции постыдными катастрофами, утверждая, что «...толпа — тесто для сильных». Общественно-политические выступления С. продиктованы реакционными национал-шовинистическими его взглядами.
140 В книгах «Id?es et visions» [1913] и «Le livre de l’?meraude» [1901] С. дает импрессионистские зарисовки провинциальной Бретани, принимая нищету как неизбежную деталь картины и игнорируя социальные противоречия. Как писатель С. склонен к реторическому многословию и любит «высокий стиль». Образы его часто натянуты и претенциозны. Проникнутое шовинизмом творчество С. служило целям идеологической подготовки буржуазной интеллигенции к мировой войне. Библиография : I. Кроме перечисленных в тексте: Les po?mes de l’humeur triste, P., 1919; Le voleur d’enfants, P., 1927; Le survivant, 1928; L’enfant de la haute mer, P. 1031. Н. П.-Ф.