Юсаки Мотокие [1363—1443] — теоретик феодальной драматургии и основоположник японского театра Но. Этот вид театрального творчества в первоначальном своем виде являлся выражением народного искусства. С основанием С. школы театрального искусства Кандзэ, покровительствуемой феодальным сюзереном Японии сёгуном Асикага Еосимицу [1368—1394], театр Но был им превращен в театр феодальной аристократии, идеология к-рой широко распространялась среди мелкого дворянства — самурайства. Как драматург С. написал и переработал около 150 пьес из основного репертуара (200 пьес) театра Но. С. придал этим пьесам законченную драматическую форму ёкёку — драматизированная поэма, к-рая состояла из
135 пролога, диалога и эпилога и рассчитана на двух исполнителей, нескольких вспомогательных персонажей («спутников»), а также участие хора. С. выработал виды сценических движений и танцев и разработал музыкальную сторону театра Но, установив форму ариозо для лирических частей, хоровых песен, для эпического повествования, хора, декламационного речитатива для диалогов. В трактате о театре и драматургии («Кадэнсё») С. признавал необходимость воплотить в искусстве Но все типы своего времени — вплоть до «угольщиков и солеваров», а в качестве основных положений выдвигал принцип реалистического отображения жизни («мономанэ») и принцип художественного преломления этой жизненной правды («юген»). С. был не только драматургом, композитором, хореографом, теоретиком и критиком, но также актером и режиссером-постановщиком, воплощая т. о. в себе теорию и практику феодально-аристократической драматургии. Наиболее ценными пьесами С. являются: «Такасаго», «Иоро», «Хакуракутэн» и др. — из цикла мистерий; «Иоримаса», «Кагэкиё», «Санзимори», «Ацумори» и др. — из цикла героических пьес; «Юя», «Хагоромо» и др. — из цикла романтических пьес; «Сумидагава», «Миидэра», «Сэмимару» и др. — из цикла бытовых пьес; «Курумадзо», «Ямауба» и др. — из цикла фантастических пьес.