(по сцене — Южин) Александр Иванович [1857—1927] — актер и драматург. Р. в грузинской княжеской семье. По окончании гимназии в Тифлисе С. поступил на юридический фак-т Петербургского ун-та. Первая пьеса С., увидевшая сцену, относится к 1877. Сценическую деятельность начал С. в 1881—1882. В 1882 поступил в московский Малый театр, где прошла вся театральная работа С. в качестве актера, а с 1909 — художественного руководителя театра. В 1890 С. за исполнение драм Гюго получил от Французской республики знак «Академических пальм». В 1916 был избран Академией наук почетным академиком по разряду изящной словесности. После Великой Октябрьской социалистической революции С. был выбран председателем дирекции Малого театра и до смерти стоял во главе его. Борясь с формалистическими течениями в области театрального искусства, С. в течение всей жизни отстаивал позиции реалистического театра. В 1922 получил звание «народного артиста республики». Как актер Южин создал ряд замечательных образов. В его искусстве соединилась высокая романтика Шиллера (Карл Моор, Мортимер, маркиз Поза) и Гюго (Рюи-Блаз, Карл V) с глубоким реализмом Грибоедова (Чацкий, Репетилов, Фамусов) и Островского (Телятев в «Бешеных деньгах»). В сценических образах Яго, Ричарда III, Макбета, Кориолана, Шейлока и др. ярко передана им мужественная правда и суровая простота Шекспира. С. известен также как драматург. Пьесы С. отличаются большой сценичностью. Однако нередко реалистические тенденции подчиняются в них условной театральности. Это особенно относится к первым пьесам С. («Дочь века», 1880, «Листья шелестят», 1881, «Соколы и вороны», написанная совместно с Вл. Немировичем-Данченко, 1885 и др.), носившим характер эффектных мелодрам. С конца 1890-х гг. С. пишет ряд комедий, в к-рых выступает как остроумный и зоркий наблюдатель жизни крупной буржуазии («Джентльмен», 1897), вырождающегося барства («Закат», 1899), петербургской бюрократии («Невод», 1905), буржуазной интеллигенции («Вожди», 1908, «Ночной туман», 1916). В этих пьесах, написанных в форме реалистической сатиры, С., разоблачая общественное зло, видит пути к его уничтожению не в социальной ломке, а в изменении моральных качеств человека. Одна из пьес С. «Сергей Сатилов» [1883] (из жизни деревни) находилась под запретом царской цензуры. Обособленно стоят драма из
113 эпохи покорения Кавказа — «Старый закал» [1895] и романтическая легенда из прошлого Грузии — «Измена» [1903]. Многие из пьес С. переведены на иностранные языки. Библиография : I. Полное собрание сочинений, 4 тт., М., 1900—1909. II. Эфрос Н., А. И. Южин, 1882—1922, М., 1922; Кара-Мурза С., Малый театр. Очерки и воспоминания, М., 1924; «А. И. Южин» (1882—1922); Статьи А. Луначарского, Ю. П., Э. Бескина, В. Михайловского и П. Когана, изд. Ю. Писаренко, М., 1922; Сакулин П. Н., Театр А. И. Сумбатова, Берлин, 1928; «Актеры и режиссеры», Театральная Россия. Сборник, ред. В. Лидина, т. I, изд. «Современные проблемы», М., 1928 (в сб. — автобиография А. И. Сумбатова); Кугель А. Р., Русские драматурги. Очерки театрального критика, изд. «Мир», М., 1933; Бескин Э., А. И. Южин-Сумбатов, Монография, изд. «Искусство», М. — Л., 1936. С. Дурылин