Значение слова РИВАС в Литературной энциклопедии

РИВАС

герцог, де [Angel de Saavedra y Ramirez de Rivas, 1791—1865] — испанский поэт и драматург. Родился в Кордове, в аристократической семье, участвовал в освободительной войне [1809], позднее принимал активное участие в политической борьбе, был депутатом и секретарем кортесов. Принадлежа к партии «восторженных» (крайних), вынужден был с большой группой революционно настроенной буржуазной интеллигенции эмигрировать вследствие абсолютистского террора. В Лондоне Ривас познакомился с Байроном и Вальтером Скоттом, в Париже увлекался идеями французского романтизма. Вернувшись в Испанию [1834], получил герцогский титул, постепенно сошелся с консерваторами, дважды назначался министром, послом в Италию и Париж, председателем Государственного совета. Лит-ая деятельность Риваса началась с подражания классикам («Ensayos po?ticos», 1813); он писал поэмы, исторические оды, исторические трагедии («Ataulfo», «Alatar», 1814, и др.), напоминающие Альфиери ( см .). Сильное влияние В. Скотта произвело постепенный переворот в творчестве Р., введя в него романтические элементы, которые становятся главенствующими уже в поэме «El faro de Malta» [1828]. Следующая поэма «El Moro exp?sito» (Мавр найденыш, 1834) знаменует собой победу романтизма как направления в Испании. Большая эпопея, воскрешающая испанскую и арабскую старину, излагающая древнюю легенду о семи инфантах Лары, была издана с предисловием Галиано, сыгравшим роль манифеста новой школы. В том же духе романтической стилизации древнего эпоса написаны и «Romances historicos» (Исторические романсы, 1841) Р. Первое место в творчестве Р. занимает однако драма. Лучшее его драматическое произведение «Don ?lvaro ? la Fuerza del sino» (прозаический текст — 1831, частичная стихотворная переработка, изд. и постановка на сцене — 1835). Экзотические образы, загадочные характеры, национально-временный колорит, возвышенная декламация наряду с рядом формальных «вольностей» (вольная рифма, чередование стихов с прозой, нарушение «единств», смешение трагического с комическим) — все это делает драму типичным продуктом романтической школы. Последующие драматические произведения Риваса не отличаются таким совершенством и не имели такого успеха, как названная пьеса, обеспечившая Р. видное место в развитии испанской драматургии. Библиография: I. Obras completas, 5 vv., Madrid, 1854—1855; Obras, 7 vv., Madrid, 1894—1904; Romances, ed. di C. de Rivas Cherif, 2 vv., Madrid, 1912. II. Cueto L. A., de (marqu?s de Valmar), Discurso necrol?gico literario en elogio del Duque de Rivas, Madrid, 1866, перепеч. в «Memorias de la Academia espa?ola», Madrid, 1870, Anno 1, v. II; Ca?ete M., Escritores espa?oles e hispano-americanos. El Duque de Rivas, Madrid, 1884; Pi?eyro E., El romanticismo en Espa?a, Р., s. a.; Azor?n, Rivas y Larra: raz?n social del romanticismo en Espa?a, Madrid, 1916; Его же, El Duque de Rivas, в кн. «Clasicos y modernos», Madrid, 1919 (Obras cornpl., v. XII); Peers E. A., Rivas

664 and romanticism in Spain, L., 1924; Его же, Angel de Saavedra, duque de Rivas, «Revue hispanique», 1923, v. 58, № 133-134; Смирнов А. А., Испанский романтизм, История западной литературы, под ред. Батюшкова, т. III, М., 1910. Д. Выгодский

Литературная энциклопедия.