Значение слова РЕВЕРДИ в Литературной энциклопедии

РЕВЕРДИ

Пьер [Pierre Reverdy, 1899—] — французский поэт. В своих попытках уловить тончайшие оттенки ощущений Реверди близок символизму. Его высказывания о задачах художника — сквозь видимый мир «увидеть другую реальность», не познавать, а «угадывать и изобретать» («Self Defence», 1919) — характерны для поэта буржуазии империалистического периода, не находящей путей к возрождению в действительности и вынужденной искать выход в случайном, ирреальном и иррациональном. Отсюда мистицизм и упадочничество в миросозерцании

577 Р., быстрая смена владеющих им настроений. Безнадежность и одиночество — доминирующие мотивы его поэзии, любовь его «бесцельна». Он бродит на границе действительного: «лестницы, которые никуда не ведут», «крик из ночи», «вздохи, оставшиеся в комнате», — его образы, отвечающие подавленной психике представителя обреченного класса («Les ?paves du ciel», 1924). Эмоционально насыщенное творчество Р. усвоило себе форму поэм, написанных зачастую прозой. В ритмах и структуре стиха он стремится отойти от старых лит-ых канонов, культивируя свободный и разорванный стих, переносы слов, экспрессионистскую манеру выражения. Соответственно настроениям слог поэта приобретает иногда лихорадочный темп. На некоторых сборниках поэм заметно влияние дадаистов ( см .) с их анархическим мелкобуржуазным бунтом и презрением к смысловому значению слова («La guitare endormie», 1919). Библиография: I. Кроме указ. в тексте: Les jockeys camoufl?s, 1918 (с илл. Анри Матисса); Cu0153ur de ch?ne, 1920; ?toiles peintes, 1921; Cravates de chanvre, 1922; ?cumes de la mer, 1925; La peau de l’homme, 1926; Le gant de crin, 1927; La balle au bond, 1927; Flaques de verre, 1929; Pablo Picasso, 1929; Sources du vent (1913—1929), 1929 (с иллюстрациями Пикассо); Risques et p?rils, 1930. Н. Пресман-Фридман

Литературная энциклопедия.