Значение слова ПОНТОПИДАН в Литературной энциклопедии

ПОНТОПИДАН

Генрих [Pontoppidan, 1857—] — датский писатель. Р. в семье священника, в которой священнический сан передавался от отца к сыну в течение двух с половиной веков. Некоторое время работал учителем в так называемой «высшей крестьянской школе». Понтопидан — один из крупнейших датских писателей конца XIX века, представитель мелкой буржуазии. Деградации мелкого буржуа, его гибели и приспособлению к новым экономическим условиям и посвящено творчество П. Уже в первом своем сборнике рассказов «St?kkede Vinger» (Подрезанные крылья) П. показывает крушение и гибель мелкого производителя — крестьянина. Особенно характерен в этом отношении рассказ «Конец», где показано полное разорение и гибель крестьянской семьи. Как в этих рассказах, так и в своих крупных произведениях — трилогия «Обетованная земля» (состоящая из романов «Muld», 1891; «Det forj?ttede Land», 1892; «Domens Dag», 1895), роман «Lykke Per» (Счастливчик Пер, 1898—1905) — П. выступает как законченный реалист. Стоя на позициях нисходящего класса, к к-рому устремлены его симпатии, П. однако далек от мысли о возможности возврата старого, о возможности повернуть вспять колесо истории. П. принимает современную ему капиталистическую действительность, понимает ее неизбежность и требует такого же приятия и приспособления от своей социальной группы. Однако П. не только далек от ее апологии, но стремится также разоблачить язвы и противоречия современного буржуазного общества. Отсюда — критические тенденции его реализма. Вскрывая отрицательные стороны буржуазии, продажность ее прессы, науки, искусства («Счастливчик Пер»), противопоставляя расчетливости и пустоте света идиллию

138 любви и теплой дружбы «простых людей» (семья «всеми уважаемого» боцмана Олуфсена, шкипера Мортенесса и др.), Понтопидан далек от идеализации своего класса. Его критика тут направлена гл. обр. против той мелкобуржуазной ограниченности и консервативности психики, к-рые мешают приспособиться к новому капиталистическому «сегодня». Так, нелепы и даже отвратительны братья «счастливчика Пера» — наследники высоких моральных заветов старого пастора Сидениция, превратившие их своей ограниченностью в отжившую догму, в тупые предрассудки. Олицетворением этой консервативной психики для П. становится религия. Против увлечения религиозными течениями направлен его роман «Sandinge Meninghed» [1883] и очень много места критике религии посвящается в его «Det forj?ttede Land» и в «Счастливчике Пере». Здесь мы находим целые филиппики, направленные против христианского аскетизма, гонения на евреев и культа старой, отжившей морали («Счастливчик Пер»). Разоблачению идеалистического понимания природы и людей посвящена трилогия «Обетованная земля». П. показывает всю несостоятельность своего героя Эмануэля Ханстеда, законченного идеалиста, подходящего к жизни с раз навсегда установленными идеалистическими требованиями. Но, требуя вместе со своим любимым героем «счастливчиком Пером» «освобождения от призраков прошлого», П. все же не отказывается от старого мира, и настоящее удовлетворение его герой получает лишь тогда, когда находит свою миссию в исправлении утверждающегося общественного порядка внесением в него положительных черт старого мелкобуржуазного мира. Утопичность такого «реформаторства» привела П. в последнем его произведении «De D?des Rige» (Страна смерти, 1912—1916) к столь популярной в скандинавской литературе теме, как уход от общества, возврат к природе, «к естественной жизни всех живых существ земли». Выдержанный реалист во всем своем творчестве, П. однако в этом последнем романе значительно приближается к импрессионизму. Если в таких романах, как «Счастливчик Пер» и «Обетованная земля», П. показывает своего героя в действии, в его взаимоотношениях с обществом, то здесь его интересует только духовная жизнь фантаста Иетте. Образы и сравнения П., носящие в первый период зачастую нарочито прозаический характер, становятся более отвлеченными и усложненными. В художественном отношении это последнее произведение значительно уступает его реалистическим романам, дающим богатую галерею типов буржуазной Дании, а подчас с чисто бальзаковской прозорливостью вскрывающим противоречия буржуазного общества. Библиография: I. Fra Hytterne, 1887; Natur, 1890; Skyer, 1890; Den gamle Adam, 1894; H?jsang, 1896, Собр. сочин., перев. М. Благовещенской, вступ. ст. Б. П. Сильверсвана, изд. «Просвещение», СПБ, 1913 (тт. I—III. Счастливчик Пер, Роман; тт. IV—V. Обетованная земля, Роман); Встречные силы, Роман, СПБ, 1906; Молодая любовь, Идиллия, перев. В. Спасской, изд. Антик, М., 1908 (изд. 3, М., 1914). II. Hofmiller J., Zeitgenossen, M?nchen, 1910; Andersen V., H. Pontoppidan, Kj?benhaven. 1917. Л. Блюмфельд

Литературная энциклопедия.