Значение слова ПОДОЛИНСКИЙ в Литературной энциклопедии

ПОДОЛИНСКИЙ

Андрей Иванович [1806—1886] — поэт. Р. в дворянской семье, воспитывался в Благородном пансионе при С.-Петербургском ун-те. Занимал должность почтового чиновника. Лирика П. явилась выражением настроений тех групп дворянства 20—30-х гг., к-рые, не приемля нарождающейся буржуазной культуры, охотно романтизировали старину, прибегали к мистике и мифологии. Ранние поэмы П. — «Див и Пери» (СПБ, 1827) и «Борский» (СПБ, 1829) — носят явные следы зависимости от Пушкина и Баратынского; они легко укладываются в схему байронической поэмы 20-х годов. Однако уже в первой из них мифологический сюжет используется для построения отвлеченной схемы «добра и зла» путем противопоставления кроткой Пери мрачному и озлобленному Диву, демонические

36 черты к-рого получают дальнейшее развитие в образе Борского. Последний носит все внешние признаки романтического героя: он «страстями жаркими измучен» и «рано жизнью утомлен», ему ненавистно общество, его тянет к природе. Но в нем нет и следа того духа протеста, стремления к «свободе», к-рые характерны для аналогичных героев Пушкина и особенно Лермонтова. Мрачная поза разочарованного в жизни «молодого человека» есть не больше как дань духу времени, за к-рой скрывается идея П. о святости и нерушимости дворянской морали: причина всех несчастий и трагической гибели Борского — нарушение им воли его отца. Тот же смысл имеет поэма «Нищий» (СПБ, 1830); ее герой, поднявший руку на своего брата, несет заслуженное наказание и забытый всеми погибает. В поэмах П. рассказ преобладает над показом, характеры героев очерчены слабо и невыразительно, сюжет рыхл, иногда чрезмерно растянут и скучен. Однако легкий звучный стих, хороший язык и «модное» настроение обеспечивали П. значительный успех в эстетствующих кругах русского дворянства. В 30-х гг. П. культивировал жанр небольшого лирического стихотворения. Сонет, стансы, мелодия — излюбленная форма, в которой он выражал настроения неопределенной грусти, пассивной созерцательности, пантеистического преклонения перед природой и т. п. Самые названия стихотворений П. («Безнадежность», «Предчувствие», «Отвержение», «Сомнение») подтверждают мысль Добролюбова о том, что «эфирность, фантазия составляют самую сущность его поэзии». В 1871 П. пишет ряд стихотворений, направленных против Парижской коммуны («Во время Парижской коммуны», «Пора!»), в которых возмущается поведением «легкомысленного народа» — парижского пролетариата, называет его «зверской толпой» и т. д. Собрание стихотворений П., вышедшее в 60-х гг., встретило резкое осуждение со стороны революционно-демократического лагеря. Библиография: I. Повести и мелкие стихотворения, 2 чч., СПБ, 1837; Сочинения, 2 чч., СПБ, 1860; Воспоминания А. Подолинского, «Русский архив», 1872, кн. III—IV; Автобиография, портрет и 46 неизданных стихотворений, «Русская старина», 1885, I. II. Добролюбов Н. А., Сочинения А. Подолинского, «Современник», 1860, IV (и в «Полном собр. сочин.» Добролюбова, т. II, Гослитиздат, [М.], 1935); «Русское слово», 1860, IV; Киевский С., Последний из пушкинской плеяды, «Русский вестник», 1886, I; Витберг Ф., А. И. Подолинский, «Русский биографический словарь», т. Плавильщиков — Примо, СПБ, 1905 (здесь же обширная библиография). В. Жданов

Литературная энциклопедия.