Август, фон[/b], граф [August von Platen, 1796—1835] — немецкий поэт переходной эпохи, к-рой предшествовал разгром наполеоновской империи и за которой следовала мартовская революция 1848. Вел жестокую борьбу против немецкого романтизма и
686 культивировал строгую классическую форму. Разоренный и деклассированный прусский дворянин, по объективному содержанию своего творчества — поэт либеральной буржуазии, П. направлял свои удары в самый центр романтической реакции — в так наз. Schicksalstrag?die — «трагедию рока», внедрявшую в сознание немецкого бюргера идею покорности судьбе и установленному порядку. Отталкиваясь от романтизма, в своем собственном творчестве П. возвращался к традициям немецкого прогрессивного бюргерства XVIII в. и противопоставлял романтизму рационализм, вольтерьянство, культ античности эпохи немецкого Просвещения. Начав с подражаний восточной поэзии («Газели» — «Ghaselen», 1821; «Новые газели» — «Neue Ghaselen», 1823), П. в дальнейших своих произведениях — в своих сонетах, романсах и песнях — «Lyrische Bl?tter» (Лирические листки, 1821), «Hymnen» (Гимны, 1817), а также «Sonette aus Venedig» (Венецианские сонеты, 1825) — следовал античным образцам, воспевал дружбу, любовь, вино, любование природой. П. подражал одам, эклогам и гимнам Горация, Феокрита и Пиндара, вводя, в противоположность романтической мелодийности, холодную и тяжеловесную ритмику античных стихотворных жанров. В более свободной форме написаны его романсы и баллады, а также сказочный эпос «Die Abassiden» (Абассиды, 1830—1834, изд. в 1835). Две сатирические комедии П. — «Die verh?ngnisvolle Gabel» (Роковая вилка, 1826) и «Der romantische Oedipus» (Романтический Эдип, 1829), к-рые автор назвал комедиями в стиле Аристофана, высмеивают поздний немецкий романтизм, в особенности так наз. трагедию рока (Мюлльнер), и модных писателей 20-х гг., подражателей Коцебу (Клаурена, Тромлица и др.). В «Эдипе» П. свел счеты с Гейне и Иммерманом, на резкие сатирические выпады к-рых он отвечал с безудержной запальчивостью, не стесняясь прибегать к клевете, чтобы опозорить противника. Обе
687 комедии представляют точное до мелочей подражание древнегреческой форме: мы находим в них и хоры и парабазы (сатирические обращения корифея к публике); в них нет никакого сценического действия. П. принадлежит та заслуга, что он один из первых в Германии культивировал политическую лирику, являясь в некотором отношении учителем немецких политических поэтов 40-х гг. (напр. Гервега), также не пренебрегавших классическими формами. Самые простые и сильные тона он находил именно тогда, когда выдвигал свои либеральные лозунги борьбы против бюрократии нем. абсолютизма и в период польских восстаний — против душившей народ царской монархии («Polenlieder» — «Польские песни» — написаны в 1830—1831, но вследствие цензурных затруднений опубликованы только после смерти П.). Библиография: I. На русск. яз.: Завещание, перев. Н. Грекова; Гробница в Бузенто, перев. А. Шаржинского, см. «Немецкие поэты», под ред. Н. В. Гербеля, СПБ, 1877; Gesammelte Werke, Stuttgart, 1839; Gesammelte Werke, 5 B-de, hrsg. von K. G?deke, Stuttgart, 1843; Werke, hrsg. von C. E. Redlich, 3 B-de, Berlin, 1888; Werke, hrsg. von G. A. Wolff u. V. Schweitzer, 2 B-de, Leipzig, 1895; Tageb?cher, hrsg. v. E. Petzet, Leipzig, 1928. II. Schl?sser R., August Graf von Platen, 2 B-de, M?nchen, 1910—1913; Jobst H., ?ber den Einfluss der Antike auf die Dichtung A. v. Platens, M?nchen, 1928. III. Greulich O., Platens Literaturkom?dien, Bern, 1901; Katalog d. Platen-Archivs, bearb. v. E. R?he, Erlangen, 1929. Г. Гупперт