Значение слова ПИКАР в Литературной энциклопедии

ПИКАР

Эдмонд [?dmond Picard, 1836—1924] — бельгийский писатель. Известный адвокат, депутат парламента. Творчество П. чрезвычайно разнообразно: романы, лит-ая критика, драмы, труды в области права. П. возглавлял журнал «L’art modern» при ближайшем участии Верхарна и Лемонье. Находясь в оппозиции к «La jeune Belgique» (Молодая Бельгия), журналу, группировавшему парнассцев и символистов, П. лозунгу «искусство для искусства» противопоставил роль искусства как социального фактора. Однако, стремясь насытить свои художественные произведения социальной тематикой, он превращал их большей частью в сухие философские трактаты, социальная проблематика которых к тому же была достаточно поверхностна и абстрактна. В этом отношении особенно показательны «Sc?nes de la vie judicaire» [1893]. Драматические произведения Пикара по существу являются театром идей, лишенным действия, и носят печать эпохи «декаданса», отражая настроения усталости, разочарованности, пресыщенности: «D?sesp?rance de Faust» [1904], «Fatigue de vivre» [1903]. Пикар не закрывал глаз на противоречия и эксплоататорскую сущность капиталистического общества. Особенно характерна в этом отношении повесть «L’amiral» [1883], в к-рой П. изобразил тяжелый труд и быт моряков, «беспощадное лицо социального угнетения». Пути к улучшению положения пролетариата П. видит только по линии парламентских реформ. Несмотря на внутренние противоречия, капиталистический строй для П. — нечто устойчивое и связное, покоящееся на «разумном» фундаменте буржуазного права. П. выражает взгляды бельгийской мелкой буржуазии эпохи становления империализма, ущемленной капитализмом, но при всех своих оппозиционных настроениях идущей у него на поводу.

632 Перу П. принадлежит также ряд художественных путевых заметок и философско-исторических трудов, явившихся плодом его путешествий по Востоку. В этом цикле этюдов П. стоит на почве расовой теории, пытаясь объяснить отсталость и нищету народов Востока их расовыми особенностями. Подобная «концепция» объективно служила оправданием колониальной политики «передовых» европейских государств, в частности Бельгии, перед которой, особенно в конце XIX века, встал вопрос о более интенсивной эксплоатации Центральной Африки. Библиография: I. Кроме перечисленных в тексте: La forge Roussel, Bruxelles, 1881; Pro arte, Bruxelles, 1886; Vie simple, Bruxelles, 1893; Imog?ne, Bruxelles, 1895; Discours sur le renouveau au th??tre, Bruxelles, 1897; Comment on devient socialiste, Bruxelles, 1895; Iericho, Bruxelles, 1902, и др. II. Nautet Fr., Histoire des lettres belges, v. I, Paris, 1892; S?gard A., Les voluptueux et leshommes d’action, [P.], 1900; Biern? M., ?. Picard et ses u0153uvres, Bruxelles, 1908; Liebrecht H. et Rency G., Histoire illustr?e de la litt?rature belge de la langue fran?aise, s. l., 1926. H. Пресман

Литературная энциклопедия.