Бенито [Benito P?rez Galdos, 1843—1920] — испанский романист. Р. на Канарских островах, окончил юридический факультет в Мадриде [1886], занимался журналистикой, но вскоре оставил ее и целиком отдался художественной лит-ре, издав в 1870 первый роман, за которым последовало множество других. Принимал некоторое участие в политической жизни страны и
535 был избран депутатом кортесов от либеральной партии [1905]. Из всех своих современников П. Г. был наиболее последовательным и стойким защитником идей буржуазного либерализма, выступая против католической церкви, против традиционных устоев государственных, социальных и моральных. Основное его произведение — 46 томов «Национальных эпизодов» (Episodios nacionales), исторических романов, в которых последовательно отражены все перипетии социальных потрясений, политической борьбы, идеологических сдвигов и роста самосознания испанской буржуазии от начала Наполеоновских войн до поражения либералов и восстановления монархии [1805—1874]. Здесь в плане художественно-исторического повествования, истоки к-рого восходят к Вальтер Скотту, он дает картины как общественно-политического, так и частного семейного быта в его эволюции на протяжении трех четвертей века, яркие картины самодурства феодалов, революционных заговоров, монархических интриг, жестокости представителей церкви, политических кризисов, вовлечения все более широких слоев из разных классов в политическую борьбу: он создает огромную галерею типов, насчитывающую свыше тысячи представителей самых различных общественных групп нескольких поколений. Этот основной труд, над к-рым П. Г. работал с перерывами всю жизнь, не помешал ему написать в промежутках еще свыше трех десятков романов, из к-рых наибольший интерес представляют: «Do?a Perfecta» [1876], «Gloria» [1877], «Fortunato y Jacinto» [1888], «Angel Guerra» [1891—1892]. И здесь автор трактует различные социальные проблемы, в частности вопрос о католической церкви, в свете идей либеральной буржуазии своего поколения. В «Сострадании» (Misericordia, 1897) он рисует картины мадридского дна, предвосхищая Пио Бароху. Написав несколько произведений, стоящих на грани между романом и драмой («Casandra», 1905), приспособив некоторые романы для сцены («Do?a Perfecta», 1896), П. Г. отдал дань и драматургии в чистом виде («Electra», 1901, «La de San Quint?n», 1884), не отходя и здесь от своих идеологических позиций, но не подымаясь на ту художественную высоту, к-рая и в Испании и за ее пределами обеспечила ему имя первого испанского романиста второй половины XIX в. Библиография: I. Произведения П. Г. существуют в многочисленных изданиях, в том числе и собрания сочинений. На русск. яз.: Собр. сочин., перев. М. Ватсон, изд. «Звено», М., 1910—1911 (т. I. Донья Перфекта; т. II. Золотой фонтан); Волонтер, СПБ, 1879; Хамелеон, СПБ, 1880; Друг Маисо, СПБ, 1880; Донья Перфекта, СПБ, 1882; Двор Карла IV, СПБ, 1893; Осада Сарагосы, СПБ, 1896; Желанный король, СПБ, 1900; Очарованный кавальеро, Л., 1923 (то же, Л., 1927), и др. II. Лесевич В., Этюды и очерки, СПБ, 1886; Шепелевич Л. Б., История Испании в исторических романах Переса Гальдоса, «Вестник Европы», 1908, № 6; Дионео, Современные испанские романисты, «Русское богатство», 1900, № 11; Men?ndez y Pelayo M., Estudios de critica literaria, 5 serie, Madrid, 1908; Antondel Olmet L. y A. Garcia Carraffa, Galdos, Madrid, 1912; Alas L. (Clarin), Obras completas, t. I, Madrid, 1913; Andrenio, Novelas y novelistas, Madrid, 1918. Д. Выгодский