Значение слова ПАРИНИ в Литературной энциклопедии

Что такое ПАРИНИ

Джузеппе [Giuseppe Parini, 1729—1799] — итальянский поэт-сатирик. Р. в Ломбардии в семье мелкого торговца. Образование получил в Милане. Был аббатом [с 1754] и домашним учителем. Сильно нуждался. В 1768 стал редактором «Миланской газеты». С 1769 П. — профессор «красноречия и изящных искусств» в Милане, а с 1773 — в Брере, где читал курс «Общие основы изящных искусств», который он выпустил в свет в двух книгах.

446 В 1752 П. дебютировал сборником галантных анакреонтических стихов, вслед за тем обратился к сочинению од буржуазно-моралистического содержания, в к-рых затрагивал различные социально-бытовые вопросы, воспевал прогресс и цивилизацию, протестовал против сословного неравенства, проповедывал милосердие и сострадание к жертвам современного социального строя. С 1757 по 1795 Парини написал 21 оду, которые все, при большой идейной насыщенности, отличались необычайной мелодичностью, разнообразием метров и ритмов, яркостью образов, мастерской отделкой формы. В 1760 П. начал свое главное произведение — знаменитую сатирическую поэму «День» (Il giorno) в четырех частях, из коих опубликовал только первые две: «Утро» (Il mattino, 1763) и «Полдень» (Il mezzogiorno, 1765). Остальные две части — «Вечер» (Il vespro) и «Ночь» (La notte) — остались незаконченными и были напечатаны только после смерти П. Поэма, написанная 11-сложным белым стихом, описывает день жизни молодого миланского аристократа в форме мнимосерьезного, на самом же деле иронического обучения его искусству жить. В качестве сатирика и дидактика П. был связан с традициями дидактической поэмы XVI в. (Ручеллаи, Аламанни), возрожденной в начале XVIII в. Спольверини. П. испытал на себе влияние латинского поэта-сатирика Лукезини (конец XVII века) и сатирических поэм Пассерони («Cicerone», 1755) и Роберти («La moda»). Однако от всех своих предшественников П. отличается социальной остротой своей сатиры, которая у него направлена против паразитической ломбардской знати. Эта сатирическая установка пронизывает и описательные части поэмы, не оставляющие без внимания ни одной детали аристократического быта, и многочисленные авторские отступления обличительного характера, в к-рых язвительная ирония то и дело сменяется гневным негодованием плебея по адресу выродившегося дворянства, живущего за счет обираемого им трудолюбивого голодного народа. Но, обличая деградацию феодальной знати, Парини не сочувствует и более жизнеспособным слоям дворянства, перестраивающимся на капиталистический лад. Ни в чем не сказывается так ясно мелкобуржуазный демократизм Парини с сильным душком «народничества», как в его ненависти к крепнувшему капитализму, в к-ром он видел главную причину обеднения народных масс. Забота о благе народном приводит П. в его оде «Буря» (Tempesta) к утопически-реакционным мечтам об уничтожении всякой торговли и всякого судостроения. Таков своеобразный сплав революционных и реакционных настроений в противоречивой мелкобуржуазной идеологии П. Наличие в ней сатиры, направленной против итальянской аристократии, делало его поэзию приемлемой для хозяйничавших в Ломбардии австрийских властей, усмотревших например в «Дне» приятный для них урок итальянской знати, фрондировавшей против правительства Марии-Терезии. Отсюда и парадоксальное на

447 первый взгляд покровительство поэту-разночинцу венского двора, к-рому верой и правдой служил П., видя в «просвещенном абсолютизме» Марии-Терезии и Иосифа II надежного союзника в его борьбе против феодальной знати и деляг зародившегося капитализма. Такими же противоречиями отмечено и отношение П. к вспыхнувшей во Франции и перекинувшейся в Италию буржуазной революции. Когда республиканские войска Бонапарта вошли в 1796 в Ломбардию, 60-летний П. с восторгом приветствовал зарю итальянской свободы. Однако поступательное движение революции от буржуазного либерализма к диктатуре якобинских масс скоро испугало П., обнаружило его политическую умеренность, отрицательное отношение к террору, приверженность к религии и церкви. Последние стихи П. пронизаны горячим патриотизмом, страстной ненавистью к хозяйничавшим в Италии иноземцам. Этот патриотизм П. в сочетании с его народолюбием сделали его объектом поклонения со стороны деятелей итальянского национально-освободительного движения первой половины XIX в. В России сатирическая поэма П. пользовалась большой известностью в 20-х и 30-х гг. XIX в. В 1824 кн. В. Ф. Одоевский рекомендовал ее вниманию русских переводчиков, а в 1830 П. А. Катенин с похвалой отзывался о П., «мастерскими стихами написавшем против большого света поэму». Несомненно также знакомство Пушкина с поэмой Парини, отзвуки которой можно найти в первой главе «Евгения Онегина». Библиография: I. Лучшие издания Парини в оригинале: Il giorno commentato da G. Perretti, 2-a ed., Roma, 1925; Prose, a cura di E. Bellorini, 2 vv., Bari, 1913—1915; Poesie, 2 vv., Bari, 1929; Tutte le opere edite e inedite di G. Parini, raccolte in un vol. a cura di G. Mazzoni, Firenze, 1926. II. Фриче В., Итальянская литература XIX в., ч. 1. Литература эпохи объединения Италии, М., 1916; Оветт А., Итальянская литература, перев. С. И. Соболевского, М., 1922; Carducci G., Studi su G. Parini: Il Parini minore (Opere, vol. XIII), Bologna, 1903; Carducci G., Studi su G. Parini: Il Parini maggiore (ib., v. XIV), Bologna, 1907; Bellorini E., La vita e le opere di G. Parini, 2-a ed., Livorno, 1926; Bertana E., Saggi pariniani, Aquila, 1926; Bertacchi G., Il Giorno di G. Parini, Padova, 1927; Mazzoni G., Giuseppe Parini disegnato e studiato, Firenze, 1929; Arcari P., Parini, Milano, 1929; Ottolini A., Parini, Milano, 1929; Petrini D., La poesia e l’arte di G. Parini, Bari, 1930; Natali G., G. Parini, Firenze, 1932; Spongano R., La poetica del Sensismo e la poesia del Parini, Messina, 1933. III. Valmaggi L., Rassegna di studii pariniani, «Giornale storico della letteratura italiana», v. LXVIII, 1916; Bustico G., Bibliografia di G. Parini, Firenze, 1929. C. Мокульский

Литературная энциклопедия.