Шон [Sean O’Casey] — современный ирландский драматург. Р. в семье рабочего в Дублине. До 12 лет оставался неграмотным. Был газетчиком, чернорабочим, докером и т. д. Участвовал в большой стачке транспортников 1912; тогда же написал и свою первую пьесу с целью поднять дух стачечников и сплотить их для борьбы. Сражался в рядах гражданской армии О’Конолли в дни восстания 1916. В 1919 напечатал брошюру «История гражданской армии». Все последующие годы был связан с националистическими мелкобуржуазно-интеллигентскими кругами. В 1923 в Театре Аббатства (Abbey Theatre) были поставлены одна за другой две натуралистические драмы О’К.: «The Shadow of a Grunman» (Тень стрелка, изд. в 1925) и «Juno and the Peacock» (Юнона и павлин, изд. тогда же); они сделали его сразу самым популярным ирландским драматургом, привлекши в театр впервые за все время его существования массового зрителя. В 1926 там же была поставлена 4-актная трагедия О’К. «The Plough and the Stars» (Плуг и звезды — эмблема на знамени Гражданской армии). В 1928 О’К. написал пьесу о мировой войне «The Silver Tassie» (Серебряный кубок), которая была в 1929 поставлена в Лондоне и в Америке. Все творчество О’Кейси прямо или косвенно отражает различные этапы ирландской национально-освободительной борьбы и гражданской войны 1916—1921 и носит отпечаток разочарования и подавленности, охвативших значительные группы участников национального движения в годы компромисса с британским империализмом. Действие пьес О’К. развертывается в рабочих кварталах Дублина; его персонажи — городская беднота. С большой горечью и едкой иронией критикуя показную ходульную революционность, ложную романтику, безответственное фразерство (поэт Даворен в «Тени стрелка», Джек Клидеро в «Плуге и звездах»), O’К. оказывается не в состоянии дать положительный образ революционера-борца, хотя и не скрывает своей симпатии к делу борьбы. Много теплоты О’К. вкладывает в образы женщин, жен и матерей, буднично-простых в своем подлинном героизме в атмосфере всеобщего фанфаронства и хвастовства (напр.
269 Юнона в пьесе «Юнона и павлин»)., В «Серебряном кубке» идейное бездорожье приводит О’К. к острому творческому кризису. Его натурализм уступает место самому безудержному экспрессионизму с характерными привнесениями схематизма, символики, мистерии и невнятных пророчеств (в фронтовых сценах О’К. вводит в форме мистических песнопений религиозные тексты книги Иезекииля). Пьеса выдержана в духе непритязательного пацифизма, характерного сейчас для ирландской мелкобуржуазной интеллигенции, подавленной своим поражением в борьбе с британским империализмом. Этот пацифизм в сочетании с мистикой объективно служит реакции, отвлекая от подлинной национально-освободительной борьбы. Библиография: II. Bruy?re R., Sean O’Casey et le th??tre irlandais, «Revue anglo-am?ricaine», 1926, F?vr.; Brul? A., Jean O’Casey et le th??tre moderne, там же, 1928, Oct.; Starkie W., The Plays of Sean O’Casey, «Nineteenth century», 1928, August; Norwood G., New Writers: Sean O’Casey, «Canadian Forum», Toronto, 1930, April; Bergholz H., Sean O’Gasey, «Englische Studien», B. LXV, 1930, № 1. А. Старцев