Николай Фридрихович [1882—] — писатель. Р. в Омске, служил конторщиком, затем секретарем журн. «Сибирский вестник». Примкнув к революционному движению, перешел на нелегальное положение. В 1904 был арестован и около года провел в тюрьме. С 1906 целиком отдался лит-ой работе. Творчество О. относится к периоду между первой революцией и империалистической войной: в нем четко отразился путь мелкобуржуазного интеллигента, захваченного волной революционного движения перед 1905, но отошедшего от него в период реакции и буржуазно переродившегося. В центре произведений Олигера — жизнь революционеров, но не столько сама борьба, сколько быт подпольщиков, тюрьмы, ссылки и т. п. Олигер протестует против царского строя и его репрессий («Судный день», «Опасные люди», «Смертники»), в некоторых произведениях даже обличает империализм, но в своем протесте
283 О. не выходит за пределы неустойчивой мелкобуржуазной революционности. Начиная с рассказа «Гость», в творчестве Олигера постоянно выступает коллизия между задачами революционной борьбы и правом на личное счастье. В его повестях многократно повторяется образ революционера интеллигента, индивидуалиста и эстета, одинокого среди товарищей, в глубине души утратившего интерес к революционной деятельности и веру в ее необходимость и в этом безразличии даже теряющего ощущение реальности окружающей жизни («На аванпостах», «Холод», «Ангел смерти»). В повести «На аванпостах» внутренний кризис этого героя изображен особенно ярко. Психологический развал быв. революционера в упадочно-буржуазной обстановке литературно-артистической богемы эпохи реакции показан в повести «Скитания». В творчестве О. постепенно все больше усиливаются эротические мотивы, доходящие порой до прямой порнографии («В часы отдыха»). Олигер все чаще обращается к изображению пошлости чиновно мещанской среды — к излюбленной тематике мелкобуржуазной интеллигенции эпохи безвременья. Повествовательная манера О. большей частью реалистична, с элементами психологизма, но в ряде рассказов прием опускания имен и ряда фактических подробностей создает абстрактно-символический тон, напоминающий манеру Леонида Андреева («Любовь», «Диктатор», «Рабочий»). Образы О. не отличаются яркостью. Наибольшей художественной правдивости и эмоциональной силы достигает он в некоторых повестях о тюрьме и смертной казни («Тимка», «Смертники», «Один»), а среди произведений из жизни мещанина-обывателя удачнее всего рассказы о детях, где быт дается с точки зрения детского восприятия («Бабушкина смерть», «Летний папа»). Крайне слаб и по существу реакционен утопический роман Олигера «Праздник весны». Представления автора о грядущем социалистическом строе ограничиваются картинами в духе эстетского индивидуализма, слащавой эротики. Библиография: I. Рассказы: т. I, СПБ, 1907 (изд. 2-е, 1910); т. II, изд. «Московского кн-ва», М., 1908; т. III, изд. «Прометей», СПБ, 1910; Судный день, изд. «Новый мир», СПБ, 1908; Принцесса, Роман, СПБ, 1910; Праздник весны, Роман, изд. «Освобождение», СПБ, 1911; Собр. сочин., тт. I—V, VII, СПБ, 1911—1916. II. Колтоновская В. А., Художник-сибиряк, сб. «Новая жизнь», СПБ, 1910; Ганжулевич Т., Герои и образы Олигера, «Современная жизнь», 1914, книга V. Л. Каган