Значение слова ОКТАВА в Литературной энциклопедии

ОКТАВА

вид строфы ( см .). Состоит из 8 строк с обязательным чередованием рифм в следующем порядке: 1. ж , м , ж , м , ж , м , ж , ж или 2. м , ж , м , ж , м , ж , м , м ; при этом первые три нечетные строки рифмуются между собой точно так же, как и первые три четные, а последние две дают парную рифму по схеме: а , б , a , б , а , б , в , в . Размер О. в силлабо-тоническом стихосложении — обычно 5- или 6-стопный ямб, в первоначальном силлабическом — 11-сложник (endecasillabo). Пример: 1 жа — «Гармонии стиха божественные тайны 2 мб — Не думай разгадать по книгам мудрецов: 3 жа — У брега сонных вод, один бродя, случайно, 4 мб — Прислушайся душой к шептанью тростников, 5 жа — Дубравы говору; их звук необычайный 6 мб — Прочувствуй и пойми... В созвучии стихов 7 жв — Невольно с уст твоих размерные октавы 8 жв — Польются звучные, как музыка дубравы» (А. Майков). Родина О. — Италия, где она развита была Бокаччо, Tacco, Марино и др. Видами О. являются: сицилиана (схема а , в , а , в , а , в , а , в — т. е. бесконечной рифмы; рифм в сицилиане только две: по одной для нечетных и для четных строк); спенсерова строфа, примененная Байроном в «Чайльд Гарольде» (добавляющая к О. девятую строку, видоизменяя ритм, и несколько меняющая порядок рифм: а , в , а , в , в , с , в , с , с ), и nonarima (схема а , в , а , в , а , в , с , с , в , сохраняющая рифмовку О. и не отличающая по ритму 9-ю добавленную строку). В России О. появляется в начале XIX в. в дворянской поэзии (Кюхельбекер и др.), отвечая ее требованиям четкости и законченности формы, интонационной ровности и т. д. В послеоктябрьской русской лит-pe О. встречается как исключение (напр. у Панова — Д. Туманного — «Домик в Свердловске») в силу того, что интонационная напряженность и выразительность стиха создают строфические формы, резко отличные от выдержанной монотонии О. Библиография: см. « Метрика », « Строфа ». Л. Т.

Литературная энциклопедия.