Значение слова ОЗИРИС в Литературной энциклопедии

ОЗИРИС

умирающий и воскресающий бог древнего Египта, олицетворение увядания и возрождения растительности. Культ О. стоял в центре загробных верований древних египтян. Миф об О. в наиболее полном виде сохранился в передаче Плутарха («Об Изиде и Озирисе», §§ 15 и сл.) и включает гибель О. от коварного брата его Сета, поиски его Изидой, рождение Гора от сочетавшейся с трупом О. Изиды-ласточки, осквернение трупа О. Сетом, разрезавшим и разбросавшим его, собирание Изидой тела О. и воскрешение его с помощью других богов. Рассказ Плутарха в основном воспроизводит подлинные верования древних египтян, что подтверждается многочисленными показаниями египетских источников («Тексты пирамид», надписи на саркофагах, «Книга мертвых» и др.), а также памятниками изобразительного искусства. Спор между Гором и Сетом и присуждение престола Гору подробно изложены в папирусе Gardiner (Papyr. Collection, Chester Beatty, № 1), ставшем доступным лишь в 1931. Весьма ценный вариант мифа об О. находим в знаменитой древнеегипетской повести о двух братьях — Анубисе и Бата (русск. перев. с оригинала В. Викентьева, М., 1917). Миф об О. содержит огромное количество фабульных элементов, встречающихся в различных вариантах и комбинациях в мировом сказочном и эпическом фольклоре и частью унаследованных и письменными лит-рами античной и феодальной общественно-исторических формаций. Таковы напр. мотивы братьев-врагов и мести сына за убийство отца, забрасывание невинно гонимого в ларце в море, врастание трупа в дерево, проникание жены под видом служанки в дом, где находится ее муж, превращение женщины в птицу. Связь этих мотивов с родовыми общественными отношениями, с бытом и идеологией древнейших дофеодальных формаций придает мифу об О. огромную ценность для изучения фольклора. Не меньшую ценность миф об Озирисе имеет для сравнительного изучения религий как один из древнейших вариантов мифа об умирающем и воскресающем боге, легшего в основу и христианского мифа о Христе ( см. « Евангелие »), а в отдельных своих частях совпадающего и с семитскими мифологиями, в частности древнееврейскими мифами Библии ( см .). Библиография: Помимо мифологического словаря «Ausf?hrliches Lexikon der griechischen und r?mischen Mythologie», hrsg. v. W. N. Roscher, B. IV (Usire), Lpz., 1924—1925: Erman A., Die aegyptische Religion, 2 Aufl., Berlin, 1909; Тураев Б. А., История древнего Востока, ч. 1, изд. 2-е, СПБ, 1913; Морэ А., Цари и боги Египта, М., 1914. Об отношении Озириса к аналогичным божествам Средиземноморья см.: Фрэзер Дж. Дж., Золотая ветвь, вып. III. Умирающие и воскресающие боги растительности, изд. «Атеист», М., 1928. Варианты и отголоски мифа об О. в фольклоре разобраны в статьях Франк-Каменецкого И.:

262 Ueber die Wasser- und Baumnatur des Osiris («Archiv f?r Religionswissenschaft», XXIV, 1926, Heft 3—4); Грузинская параллель к древнеегипетской повести о двух братьях, «Яфетический сборник», IV, Л., 1925. См. также « Мифология ». И. Ф. -К. и Р. К.

Литературная энциклопедия.