Шарль [Charles Maurras, 1868—] — современный французский поэт и публицист. Р. в Провансе в богатой буржуазной семье. Уже в первой своей книге, посвященной творчеству своего учителя и друга Ж. Мореаса (Jean Mor?as, 1890), М. резко осуждает романтизм с его индивидуализмом, отсутствием ясности и преобладанием сердца над разумом. Развенчанию романтизма посвящена также другая книга М. — «Les Amants de Venise» [1902], где описывается роман А. де Мюссе с Ж. Санд. В 1905 М. написал одну из своих основных работ — «L’Avenir de l’Int?lligence». Выступая против романтизма с его расслабленной эмоциональностью во имя римских традиций как наиболее близких французскому духу, М. являлся одним из представителей того воинствующего империалистического национализма, к-рый во Франции перед войной провозгласил лозунг национального ренессанса. Во французской лит-ре это течение было представлено так наз. «романской школой», ее реакционными теориями, свидетельствовавшими о загнивании капитализма, о кризисе буржуазной демократии, о разочаровании в парламентаризме и науке, к-рой противопоставлялась религия. Как писатель этого направления М. выражал тенденции империализма в своей критике «расплывчатого космополитизма» мелкобуржуазной интеллигенции. Своим отрицанием пассивности эстетов и скептиков «романская школа», представленная М., Мореасом ( см. ) и др., выполняла определенную социально-политическую функцию: готовила французскую буржуазную молодежь к империалистической войне и к расправе с рабочим классом. Формы осуществления этой функции были довольно разнообразны. У М. она выразилась в его антидемократических и антиреспубликанских призывах вернуться к государственному устройству XVII в. Этот реакционный утопизм был широко использован наиболее шовинистическими элементами французской буржуазии. В 1908 М. стал во главе органа реакционных буржуазных групп «Action Fran?aise». Если в идеологии М. уже достаточно отчетливо выражены такие существенные элементы фашизма, как зоологический
509 национализм, расовая теория с превознесением своей расы над всеми другими, то для современной фашистской буржуазии эта идеология является только подготовительной стадией, оставшейся в прошлом. В последнее время учение М. подверглось критике со стороны некоторых его учеников; в частности Валуа обвинил М. в отвлеченности и утопичности и вызвал раскол в его группе, образовав новую — фашистскую, более гибкую и способную лучше защищать интересы буржуазии в период обострения классовых противоречий. Католики, со своей стороны, упрекают М. в эстетстве и недостаточной ортодоксальности. Действительно в системе М. религия играет лишь служебную, дисциплинирующую роль. В области художественной лит-ры М. обращает на себя внимание своей романтической прозой («Le chemin de Paradis», 1895), в которой остается верен столь отвергаемым им в его теоретических трудах романтическим традициям. Стихи его («Pour Psych?», 1920, «Inscription», 1921), совершенные по форме, менее значительны. Переводов сочинений М. на русский яз. не имеется. Библиография: I. Сочинения М. (кроме упомянутых выше): Trois id?es politiques, 1899; Anthin?a, 1902; L’Enqu?te sur la Monarchie; L’Id?e de la D?centralisation; L’?tang de Berre, 1915; Ath?nes antique, 1918: Le Myst?re d’Ulysse, 1923; L’All?e des Philosophes, 1923; Anatole France, 1924; La Musique int?rieure, 1925. II. Луначарский А. В., Галеви о Ш. Моррасе, «Киевская мысль», 1913, № 135 (17 мая); Фриче В., Современный французский Ренессанс, «Современник», 1915, № 4; Daniel Rops, Notre inqui?tude, P., 1927; Guyon Cesbron, Charles Maurras, «Monde», 1929, № 66; Thibaudet, Le maurrarisme, «Nouvelle revue fran?aise», 1933, F?vrier. Е. Гунст