Значение слова МОБЕЛЬ в Литературной энциклопедии

МОБЕЛЬ

Анри [Henri Maubel, 1862—1917] (псевдоним Maurice’а Bebwal) — бельгийский писатель и драматург. Примыкал к символистской школе. М., отражающему буржуазную идеологию эпохи образования монополий, расслоения и гибели мелкой буржуазии и обострения социальных противоречий, свойственны черты, характерные для доминирующего направления буржуазной лит-ры данного периода: отмежевание от вопросов, связанных с переустройством общества, от актуальной социальной тематики и взамен того — гипертрофированное внимание к оттенкам индивидуальных ощущений и впечатлений. Одно время Мобель возглавлял журнал «Молодая Бельгия», сгруппировавший символистов и парнасцев. Романы М. с их статичностью действия приближаются к импрессионистским психологическим этюдам. Мобель изучает подсознательные, тончайшие изменения человеческой психики. На границах осязаемого мира начинается для писателя постижение мира идей и ощущений, для которых сон — наиболее подходящее воплощение и выявление («Dans l’?le», 1900). Субъективный идеализм М. ярко выражен в романе «Некто сегодняшнего дня» (Quelqu’un d’aujourd’hui, 1892), где характеризуется деградирующая, изощренная в своих восприятиях до болезненности личность буржуазного интеллигента эпохи загнивания капитализма. Слово как инструмент для передачи душевных нюансов часто не удовлетворяет М.: одним из действительных средств выражения ощущений, недоступных слову, он считает музыку («Pr?faces pour les musiciens», 1896). Пьесы Мобеля отличаются тем же психологизмом и отсутствием динамики в развертывании действия («Th??tre», 1902). Библиография: I. Mi?tte, P., 1890; Une m?sure pour rien, Bruxelles, 1888; ?tude de jeune fille, Bruxelles, 1891; L’id?orealisme de quelques ?crivains, Bruxelles, 1894; ?mes de couleurs, Bluxelles, 1895. II. Lebrecht, Histoire de la litt?rature belge d’expression fran?aise. Н. Пресман

Литературная энциклопедия.