Панас (псевдоним Афанасия Яковлевича Рудченко) [1849—1920] — украинский писатель. Р. в семье мелкого чиновника в г. Миргороде. Сорок лет служил чиновником в полтавской казенной палате. Печататься начал в 1872 в журнале «Правда» в Галиции. Был под сильным влиянием Драгоманова. Выступив продолжателем традиций украинского этнографически-бытового натурализма в духе Марко Вовчка, М. вскоре определился как реалист с уклоном к психологизму, эволюционируя в своем творческом развитии к социальной повести и роману. Произведения М. раннего периода представляют очерки из жизни крестьянства и интеллигенции.
Уже в произведении «Лихі люди» Мирный проявляет симпатии к политическим воззрениям раннего Драгоманова, представлявшим собой смесь бакунизма и лавризма с либерализмом. Выступая против развивающегося капитализма, идеологом которого в украинской лит-ре был в то время Левицкий-Нечуй, М. противопоставляет этому «духу предприимчивости» (капитализму) «вольные громады» (общины) — бакунински-анархические коммуны. Эту тенденцию автор выражает устами близкого ему героя — Жука. Деревню М. противопоставляет
335 неприемлемому для него городу — оплоту капитализма. Отрицательное отношение к последнему характерно для его творчества в целом, но особенно это сказалось в большом романе «Повія» (Проститутка, 1883). Тема проституции как социального зла капиталистического общества разрабатывается писателем и в ряде более мелких произведений («Лихий попутав», «Морозенко» и др.), но в этом романе получает углубленное синтетическое выражение. «Повія» — олицетворение капиталистического общества. Социальный антагонизм между капиталистическим городом и деревней развернут в романе четко и конкретно. Христя Притыкивна — героиня романа — вынуждена оставить деревню и отправиться в город искать работу. Не найдя ее, она становится проституткой. Капиталистический город в представлении М. полностью разлагается и в свою очередь разлагает деревню. Своего расцвета М. достиг в романе «Хіба ревуть воли, як ясла повні» [1880], написанном совместно с его братом Иваном Рудченко (псевдоним Билык) на тему о капитализации и классовом расслоении деревни. Жестоко эксплоатируемое крестьянство уподобляется в романе измученной скотине. Оно лишь стихийно протестует против гнета помещиков и капиталистической эксплоатации деревни. Герой романа — бедный крестьянин Чипка — после ряда тщетных попыток улучшить положение своей семьи и крестьянской бедноты становится разбойником и впоследствии ссылается в Сибирь, где и погибает. Крестьянский стихийный протест у М. безнадежен. Писатель не видит никакого выхода из положения. Объективно роман М. указывает на то, что революционное движение крестьянства в отрыве от пролетариата и без его руководства не может увенчаться успехом. Революция 1905 получила отражение в повести «Сні», где борьба крестьянства за землю показана в духе либерального народничества. Творчество М. в целом испытало на себе влияние идеологии народничества, отражавшего интересы мелкого товаропроизводителя; однако следует заметить, что писатель, ясно осознавая необходимость наделения крестьян землей как неотложную задачу, все же не встал на революционный путь. Этот путь даже не привлекал творческого внимания писателя. В периоды петлюровщины и гетманщины М. прокламировал себя сторонником Петлюры («Лит-ый архив», кн. I—II, стр. 78). Ряд еще не опубликованных произведений писателя хранится в одном из музеев на Украине. Библиография: I. Твори, 3 чч., Київ, 1903—1907; Твори, Ред. и вступ. статья та примітки Ів. Ткаченко, тт. I, II, V, ДВУ, Харків, 1928. II. Петров Н., Очерки истории украинской литературы XIX ст., Киев, 1884; Огоновський О., История літератури руської, ч. 3, вып. II, Львів, 1893; Стешенко І., Панас Мирний, «Літературно-науковий вістник», 1914, кн. VII—VIII. Рецензии: Бойко В., «Критика», 1928, II; Пилипчук Д., Характерний зразок суб’эктивної соціології, «Літературна газета», 1929, № 12; Рудинська Е., Листи Василя Горленка до Панаса Мирного, 1883—1905, Київ, 1928 (Укр. акад. наук, «Збірник іст. філ. від.»); Коряк В., Нарис історіі української літератури, т. II, Харків, 1929. И. Т.