Значение слова МИКИЕЛЬС в Литературной энциклопедии

МИКИЕЛЬС

Альфред Жозеф Ксавье [Alfred-Joseph-Xavier Michiels, 1813—1892] — бельгийский искусствовед, литературовед и историк. Р. в Риме. Детство провел в Италии, затем переехал в Париж. Сотрудничал в различных журналах и обозрениях.

296 М. — прямой предшественник Тэна в области изучения искусства. Уже в раннем своем произведении «История лит-ых идей во Франции XIX в.» (Histoire des id?es litt?raires en France au XIX si?cle et de leurs origines dans les si?cles ant?rieurs, Paris, 1842) М. пытается поставить социологические проблемы в литературоведении. Он впервые заговорил здесь о «новой науке», к-рая должна связать развитие лит-ры с общественной жизнью, о новом этапе критики, к-рая «осведомляется о мотивах и причинах» появления того или иного произведения. Самым значительным трудом М. является 7-томная «История фламандской живописи» (Histoire de la peinture flamande, Bruxelles, 1847, издание 2-е, 1863). Здесь он формулировал задачи социологического исследования развития литературы и искусства. Желая низвести искусство «с метафизических высот на землю», М. задался целью построить научную историю искусства. Он уже знал, что ее необходимо рассматривать в тесной связи «с политическим, промышленным и социальным развитием» данной страны, что необходимо определять, «какое искусство должно соответствовать отдельным периодам в развитии человеческого общества». Но если в формулировке задач литературоведения он являлся до известной степени новатором, то социально-исторические его построения (а следовательно и разрешение поставленных литературоведению задач) ниже того уровня, к-рый был уже достигнут в его время такими буржуазными историками, как Гизо, Тьерри и т. п. Игнорируя борьбу классов, М. не смог раскрыть закономерную связь между этапами искусства и фазами общественного развития уже потому, что движущие силы этого развития не были ему понятны. Один из предшественников буржуазного позитивизма, М. был идеологом буржуазии сравнительно отсталой в то время страны, и это не могло не отразиться на его социально-исторических представлениях вообще и концепции искусства в частности. Библиография: I. Кроме указ. в тексте: ?tudes sur l’Allemagne, renfermant une histoire de la peinture allemande, P., 1839; Les peintres brugeois, Bruxelles, 1846; L’architecture et la peinture en Europe du V-e au XVI-e si?cle, Bruxelles, 1853; Rubens et l’?cole d’Anvers, 1854; Van Dyck et ses ?l?ves, 1880; Memling et ses ouvrages, P., 1883. II. Плеханов Г. В., Собр. сочин., т. X, М., 1924, стр. 302—303; Фриче В. М., Социология искусства, изд. 2-е, Гиз, М. — Л., 1929; Гурштейн А. Ш., Забытые страницы Огарева, «Литература и марксизм», 1930, № 2, стр. 39. М. З.

Литературная энциклопедия.