Значение слова МАРМОНТЕЛЬ в Литературной энциклопедии

Что такое МАРМОНТЕЛЬ

Жан Франсуа [Jean Fran?ois Marmontel, 1723—1799] — французский писатель эпохи Просвещения, участник «Энциклопедии», поместил в ней ряд статей по лит-ре, собранных позднее в книге «Elements de litt?rature» (Основные элементы литературы, 1787). Выходец из мелкой мещанской среды, М. — типичный представитель тех умеренных слоев буржуазии, к-рые хотя и склонны были поддерживать борьбу со «старым порядком», но вовсе не желали коренной ломки существующего строя. Этим и объясняется то, что в 1792 М. покинул революционную столицу, а позже выступил в защиту эмигрантов. М. как художник проявил себя в разных жанрах, но, по мнению писавших о нем, он не дал ничего значительного ни в одной области художественного творчества. Основным достоинством лучших произведений М. является их язык, чистоту к-рого однако нередко портит стремление к изысканности. Трагедии М. крайне напыщенны и растянуты; они знаменуют упадок классического трагедийного жанра. Из произведений его особым успехом пользовались «Моралистические рассказы» (Contes moraux, 1765), романы «B?lisaire» и «Incas» [1777], «M?moires d’un p?re pour servir ? l’instruction de ses enfants» (Мемуары отца в поучение детям). Они отличаются типичным для данной переходной эпохи сочетанием сентиментальности и сентенциозности с эротической развязностью. Роман «B?lisaire» (переведенный на русский язык по предложению Екатерины II) особенно характерен для умеренного просветительства с его призывом к веротерпимости, за что автор подвергся нападкам со стороны духовенства. Проблеме веротерпимости посвящен также роман «Incas», предвещающий своими экзотическими мотивами Бернарден-де-сен-Пьера и Шатобриана. М. неудачно пытался создать смешанный жанр «романа и эпопеи», к-рый фактически принял у него характер многословного философского романа. К концу своей жизни М. отказался от идей энциклопедистов. Наиболее полно он проявил себя в посмертных мемуарах, в которых много места уделено любовным похождениям. Библиография: I. Велисарий, М., 1768; Земира и Азор, Опера, М., 1783; Инки или разрушение Перуанской Империи, перев. М. Сушкова, ч. 1—2, М., 1782; Заблуждение добродетельного отца, с французского перев. А. П., М., 1792; Новые Повести, изд. Н. Карамзиным, с франц., ч. 1—2, изд. 2-е, М., 1815; см. также «Роспись российским книгам для чтения из библиотеки Александра Смирдина», СПБ, 1828 (сост. В. Г. Анастасевич); ?uvres compl?tes, 17 vv., P., 1787; ?uvres posthumes, Grammaire, P., 1806; M?moires, notes et commentaires par M. Tourneux, 3 vv., P., 1891. II. Lenel T., Un homme de lettres au XVIII si?cle, Marmontel d’apr?s des documents nouvaux et in?dits, 1902; Sainte-Beuve, Causeries du lundi (IV). Я. З.

Литературная энциклопедия.