Значение слова ЛЕМЕРСЬЕ в Литературной энциклопедии

ЛЕМЕРСЬЕ

[Louis Jean N?pomuc?ne Lemercier, 1771—1840] — французский писатель, типичный представитель периода, переходного от классицизма к романтизму. Р. в Париже, в буржуазной семье. Начало литературной известности Л. положила контрреволюционная комедия «Тартюф революционер» [1795], запрещенная к постановке даже термидорианской Директорией. За «Тартюфом» последовали трагедии в вольтеровском стиле, с примесью элементов мелодрамы

168 ( см .) — «Евфраимовский левит» [1795] и «Агамемнон» [1797]. Последняя пьеса имела шумный успех. После этого триумфа Лемерсье в дальнейшем испытывает только полу-удачи, несмотря на редкое разнообразие его драматической продукции. Единственным исключением была его историческая комедия «Пинто, или день заговора» [1799], положившая начало новому жанру, впоследствии подхваченному Скрибом ( см .). Особенности этого жанра: снижение исторической тематики до масштабов мещанского анекдота, мотивировка больших событий ничтожными причинами, внушение зрителю представления, что короли и принцы, возвеличиваемые трагедиями, на самом деле мыслят и чувствуют, как простые лавочники. Жанр этот знаменовал скептицизм, утомление и дезориентацию мелкого буржуа вследствие глубокого разочарования, которое торжество буржуазии принесло массам мелкой буржуазии. Герой пьесы — талантливый проходимец и ловкий политик Пинто — навеян Лемерсье образом Фигаро, предвещая в то же время образ Рюи-Блаза Гюго. Л. таким образом перекидывает мост от комедии XVIII века к романтической драме. В комедии «Христофор Колумб» [1809], рисующей излюбленный романтиками образ непризнанного гения, Лемерсье дерзнул отступить от классических «единств» ( см .), чем вызвал кровопролитную схватку в рядах зрителей. В трагедии «Ричард III и Дженни Шор» [1816] Лемерсье подражал любимому романтиками Шекспиру, в «Fr?d?gonde et Brunehaut» [1821] он на материале входившего в моду средневековья развернул романтическую историю служанки, ставшей королевой. Не брезгал Лемерсье даже сочинением мелодрам для бульварных театров («Les deux filles spectres» — «Две девушки-призраки», «Les serfs polonais» — «Польские рабы», «L’h?ro?ne de Montpellier» — «Героиня из Монпелье»), внося приемы этого «низменного» жанра в свои трагедии (особенно «Les martyrs de Souli» — «Мученики из Сули», 1825). Помимо драм Лемерсье сочинял также поэмы («Четыре превращения», «Гомер и Александр», «Меровинда» и др.); одна из них — эпико-сатирико-драматическая поэма «Panhypocrisiade» (или «Адская комедия XVI в.», 1819) — при грандиозности замысла и выполнения (она предвещает «Легенду веков») превзошла своей экстравагантностью самые необузданные проявления романтической фантазии. Но все эти новаторские попытки Л., пугавшие классиков-ригористов, разбивались об его консерватизм в вопросах языка и стиля. Раздраженный своим бессилием, Л. ненавидел молодое поколение романтиков, своих собственных продолжателей. Сам не без труда проникнув во Французскую академию [1810], он всемерно препятствовал избранию Гюго, который попал в Академию лишь после смерти Л. и на его место. Литературные воззрения Л. ясно выражаются в его лекциях, читанных в течение 7 лет в парижском Атенее и составивших 4-томный «Аналитический курс всеобщей лит-ры» [1817]. Лемерсье стоит здесь на почве догматической

169 поэтики эпигонов классицизма Бугура и Лагарпа ( см .), ориентируется на опыт древних писателей и расписывается в полном подчинении классическим «правилам», отрицая расхождение собственной практики с этой теорией. Под этим «благонадежным» прикрытием он проводит однако теорию лит-ого прогресса и отстаивает права современных писателей на создание собственных правил, созвучных требованиям эпохи. Подобная противоречивость характеризует также политические воззрения Л. Перекликаясь с эмигрантами во время Революции, он становится ярым республиканцем в период Империи, возбуждает гнев Наполеона (с которым был близок во время консульства) выпадами против «кровавого насильника» в своих трагедиях, подвергшихся цензурному запрету. После реставрации Бурбонов Лемерсье держится в стороне от политики и занимается исключительно литературой, все более отступая на второй план перед молодой школой, отказывавшейся видеть своего предшественника в этом «двуликом Янусе, обращенном одним лицом к новому, а другим — к старому режиму». Библиография: I. Переписку Лемерсье частично издал M. Souriau, «Revue d’histoire litt?raire de la France», 1909, и «M?langes Wilmotte», 1910. II. Ch. P., La v?rit? sur Lemercier, 1827; Pongerville, Biographie de Lemercier, 1859; Lie Roy A., Un demi-romantique, «Revue Bleue», 1903; Souriau M., N. Lemercier et ses correspondants, 1908. С. Мокульский

Литературная энциклопедия.