(псевдоним Атрахович) Кондрат Кондратович [1896—] — белорусский писатель. Родился в деревне Низок Узденского района, Минского округа, в семье крестьянина-середняка. Грамоте обучался в низовой «школе грамоты», окончил городское училище и получил звание народного учителя. Работал в хозяйстве своего отца, в школе, служил в царской армии, был на фронте, потом в Красной армии. С 1925 — инструктор ЦБ Краеведческого о-ва, в настоящее время работает в журнале «Узвышша». Высшее образование получил в последние годы — в Белорусском государственном университете. Впервые печататься начал в 1922; по настоящее время вышли сборники «Крапіва», «Асьце», «Людьзі суседзі», «Апавяданні», «Байкі», «Біблія», «Ухабы на дорозе». Басни его переведены на украинский яз. С. Пилипенко — «Крапивіні байки». К. прекрасно знает деревню и ее быт, она занимает в его тематике превалирующее место. Темным сторонам старого деревенского быта посвящены стихи: «Самагоночка», «Ратуйце», «Грышча», «Дзьве кумы», «Людьзі суседзі», «Пальчык», «Плеткары» и др.; новой деревне — «Комсомольские частушкі», «Ты ня лайся дзядзя пры савецкай уладзе» и др. В своих сатирах К. не проходит мимо темных сторон нашего быта. К. автор сатир, бьющих по волоките, бюрократизму, подхалимству, классовым врагам («Валакіта», «Мазальнік Іваноу», «Хвост», «Вайна», «Фіга на талерцы» и др.). Большое место уделяет антирелигиозной тематике — едкой сатире на попов и религиозные предрассудки («Біблія», «Споведь» и др.). Зато К. почти совершенно не касается в своих произведениях жизни города и пролетариата, его борьбы и строительства, нет у него также и произведений, посвященных коллективизации и социалистическому преобразованию деревни. Творчество Крапивы отражает психоидеологию белорусского крестьянина-середняка на том этапе классовой борьбы, когда середняк еще не повернул решительно в сторону коллективизации и ликвидации кулачества как класса. К. — поэт старой деревни, у него напр. почти нет произведений, рисующих действительное лицо бедноты и батрачества, являющихся опорой пролетариата в деревне и борющихся за социалистическое ее преобразование. В описаниях деревни не показана борьба, а подчеркивается безысходность и беспросветность деревенской жизни. Также и кулак в изображении К. чаще всего просто смешон и не возбуждает к себе классовой ненависти (рассказ «Карвін мужик»).
541 Местами писатель переходит грань здоровой критики наших недостатков и принимается за прямые поклепы (ст. «Самагоначка»); в сатире «Недарэчная штука» К. противопоставляет город деревне и ехидно высмеивает лозунг партии «лицом к деревне». Являясь членом лит-ого объединения «Узвышша» (см.) , К. все же по классовому содержанию своего творчества несколько отличается от необуржуазных течений в белорусской лит-ре, представляемых членами этого объединения (Пушча, Дубовка, Лужаниным). Для К. обычны колебания от довольно значительной близости к мировоззрению пролетариата (поэма «Шкірута», где в образной яркой форме рисуется борьба с бандитизмом, «Лягчэй на паваротах», резко бичующая анархические настроения и невыполнение партийных директив, песни о деревенском комсомоле, последние стихи о нашем строительстве и др.) к явной близости буржуазным тенденциям в белорусской лит-ре («Недарэчная штука», «Самагоначка»); эти колебания К. в известной степени характерны для крестьянина-середняка на определенном этапе классовой борьбы в эпоху коренной ломки экономики и быта современной деревни. Жанры произведений К. разнообразны: сатиры, басни, повести, новеллы, сказки, поэмы. Написанные простым, образным яз., они доступны широким читательским массам Белоруссии. Библиография: Василевский, Паэт вясковага адраджэння, «Маладняк», 1926, № 6; Клейнборт Л. М., Молодая Белоруссия, Минск, 1928; З. О к-с, «Чырвоны сьцяг», 1925, № 7; Антонов А., «Звезда», 1926, №№ 1 и 2; Рецензии о Крапиве: М. Шульмана, «Савецкая Беларусь», 1926, № 31, и М. З., там же, 1926, № 99. Ц. Гурвич