Александр Яковлевич (псевдонимы: Перебендя, Полтавець, Маруся К.) [1836—1900] — украинский писатель, публицист и общественный деятель. Р. в семье мелкого помещика, учился в дворянском училище и гимназии. В Полтаве, где Конысский начал свою службу, он сходится с кружком украинофилов — Пильчиковым и др.; в этом кружке и формируется окончательно идеология писателя, представителя правого народнического крыла украинской интеллигенции. Печататься Конысский начал в «Черниговском листке» [1858]. В Полтаве К. принимает деятельное участие в открытии воскресных школ, пишет для них украинские учебники. К этому же времени относятся его статьи на украинские темы в петербургских газетах. В связи с гонениями на украинскую лит-ру и язык (известный циркуляр Валуева) К. в 1863 ссылается на север; с 1865 он живет за границей. В Галиции он близко сходится с деятелями национального возрождения. После возвращения в Россию К. работает в редакции «Киевского телеграфа». В 1873 вместе с Пильчиковым и др. основывает во Львове общество им. Шевченко, к-рое существует и до сих пор (см.) . Для регулярно выходящих научных записок этого общества К. пишет статьи и работает над
459 большой биографией Т. Шевченко, печатавшейся отдельными очерками в «Записках». Биография эта не утратила своего значения и поныне. На Украине он работает над исторической хрестоматией украинской поэзии и издает альманах «Луна», («Эхо»), 1881. С 1888 К. возобновляет в Галиции журнал «Правду». Политика соглашательства («угодовства») с польскими буржуазными и помещичьими кругами путем компромиссов и уступок приводит его к разрыву с радикальными кругами галицкой общественности. В последние годы своей жизни Конысский организует в Киеве издательство «Вік». К. написал, кроме мелких стихотворений, статей и рецензий, около 80 рассказов и повестей. Стихи его на славянофильские мотивы большей частью примитивны и мало художественны. Некоторые из них пользовались в свое время большой популярностью в украинофильских кругах («Я не боюсь тюрми і ката», «На похорон Т. Шевченка» и др.). Большее значение имеют рассказы К. из крестьянского быта, к-рый К. хорошо изучил. Это главным образом записи «из уст народа», без четкого сюжетного построения. Крепостное право отображено у К. в воспоминаниях его героев, к-рые говорят о нем или с горячим возмущением («Хвора душа») или с покорной печалью («Старці», «За кригою»). Реформа 1861 и пореформенное село с его неволей, непосильными налогами, безземельем, руссификаторской политикой и произволом власти зарисованы в рассказах: «Півнів празник», «Млин», «Спокуслива нива». Приход промышленного капитализма отмечен в «Навипередки», «Наймичка» и др. Рисуя тяжелое положение крестьянства, К. однако не зовет к революционной борьбе: селу должны, по его мнению, притти на помощь учитель, фельдшер, врач, добрый помещик-просветитель. Повести и рассказы из жизни украинской интеллигенции менее художественны и схематичны. Наибольшего внимания заслуживает повесть «Юрий Горовенко», где К. дает довольно яркие картины из быта украинофильской народнической интеллигенции 60-х — 80-х гг. Библиография: I. Кониський-Перебендя, Твори, тт. I—IV, Одеса — Ялта, 1898—1902; Тарас Шевченко-Грушівський, хроніка його життя, тт. I—II, Львів, 1898—1901; Жизнь украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченка, Одесса, 1898; Вибрані твори, изд. «Час», Киев, 1927; Юрий Горовенко, изд. «Сяйво», Киев, 1929; Спокуслива нива, изд. «Рух», Харьков, 1926: За кригою, Млин, Стельмахи, изд. «Український робітник», 1928. II. Франко I., Про життя і діяльність Кониського, Львів, 1902; Л. Ч., А. Я. Конысский, «Русская мысль», 1901, I; Грушевський М., Пам’яти Олександра Кониського, «Записки Наукового т-ва ім. Шевченка», 1901, I; Коряк В., Нарис історії української літератури, т. II, ДВУ, Харків, 1929; Дорошкевич О., Ідеологічні постаті в українськїй літератури після Шевченка, «Червоний шлях», 1923, IV—V; Волинський П., Олександр Кониський та його повість (вступ. статья к повести «Юрий Горовенко», изд. «Сяйво», Киев, 1929). III. Подробная библиография Конысского помещена в «Киевской старине», 1901, I. А. Панов