1. В прозе — конец фразы, приобретающий определенный ритмический ход. Напр. для Лессинга типичен исход спондеем и кретиком, для Гёте — трохеем. Проблеме К. уделяли внимание многие теоретики и мастера прозы — так, Лонгин порицает скопление в конце фразы пиррихиев, дактилей и диахореев, Жан Поль рекомендует К. анапестом, ямбом, диямбом, хориямбом или рядом трохеев; во французской литературе проблеме К. уделяли внимание Гонкуры. 2. Окончание стихотворной строки, состоящее из слогов, стоящих после конечного ударного слога. Так. обр. К. может состоять из одного слога (море), двух (ласточка) и т. д. и наконец может не иметь ни одного слога (земля), являясь, так сказать, отрицательной величиной. В ритме стиха К. имеет второстепенное, но все же существенное значение, т. к. в зависимости от числа слогов, заканчивающих строку, она приобретает особый характер. Ср. напр. разные К. ямба: 1. «Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог» (Пушкин).
2. «В лесу, когда мы пьяны шорохом
Листвы и запахом полян» (Брюсов).
3. «К моей груди цветок прикалывая,
Ты улыбалась словно в сказке» (Шенгели). Помимо этого чрезвычайно существенным для ритма стиха является система чередования К. Те или иные их соотношения могут проводиться через все стихотворение, закономерно повторяясь и создавая так. обр. ритмическую монотонию (как напр. в приведенных стихах); наоборот, свободное движение К. дает стиху особый характер, когда одинаковые К., идя подряд, создают определенное нарастание, разрешающееся иной К., напр.: «Я не увижу знаменитой Федры
В старинном многоярусном театре,
С прокопченной высокой галереи
При свете оплывающих свечей» (Мандельштам), примеры чему дают белый, вольный и свободный стих. В том случае, если К. совпадает с звуковым повтором, возникает рифма (см.).
298 3. В античной метрике К. называли краткий стих, вставленный между длинными стихами одинакового с ним метра. Библиография: Wolff J., De clausulis Ciceronianis; Zielinski Th., Das Klauselgesetz bei Cicero, Lpz., 1904; Tries, Studien zu H. v. Kleist’s Klausel, «Studien zur vergleichenden Literaturgeschichte», IV); Gorm L., ?ber Goethe’s Periodenbau, «Euphorion», 14. Л. Т.