Значение слова КАНТАТА в Литературной энциклопедии

КАНТАТА

[итальянск. cantata] — принадлежит к числу синкретических художественных форм, соединяющих стиховую форму с музыкальным исполнением. Возникая на рубеже XVI и XVII вв. в Италии, К. обозначает первоначально вокальную пьесу вообще (pendant к инструментальной сонате); около 1620 название К. укрепляется за вокальной пьесой, исполняемой пением solo с инструментальным аккомпаниментом и состоящей из нескольких различных по темпу и такту частей: арий и речитативов. В дальнейшем развитии К. (в середине XVII в. сильно увеличивающейся в объеме благодаря повторениям — ария da-capo) ария иногда заменяется строфическими формами и даже драматизируется в дуэтах и терцеттах (начиная с Росси, ум. в 1653). В конце XVIII в. жанр перестает быть продуктивным. Как лит-ое произведение К. принадлежит в огромном большинстве случаев к «произведениям на случай» (Gelegenheitsgedichte) придворной поэзии. Отсюда — близость ее тематики к тематике таких развлекательных зрелищных форм, как балет: легкие аллегории и эротические фантазии на мифологические сюжеты (пушкинская «Леда»). К. часто приобретает и формы прямого панегирика (Тредьяковский, Державин). Попытки внести более серьезное содержание в К. связаны с использованием К. как формы культового песнопения (немецкие К. XVIII в.) и как формы философской лирики (Брокес, Жуковский). Как все синкретичные формы, кантата может быть отвлечена от своего музыкального оформления: в этом случае свойственное К. чередование ритмов и тактов должно быть возмещено вариациями метров и размеров. Такой «К. для чтения» является напр. К. Брокеса: «Земное удовольствие в боге» (Das irdische Vergn?gen an Gott). Библиография: Schmitz E., Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts, 1914. R. S.

Литературная энциклопедия.