японский поэт-хайкист (см. «Хайку») первой половины XIX в. После смерти родоначальника жанра хайку — Басё (см.) — хайкисты сосредоточили все свое внимание на стихотворной технике и превратились в виртуозов-экспромтистов, увеселяющих своим мастерством меценатов-купцов. Жанр хайку стал одним из
633 видов изысканной салонной игры, а хайкисты — метрами поэтических фокусов. Творчество И. диаметрально противоположно поэтической практике его ближайших предшественников и современников. В то время как все хайкисты жили в городах на средства своих учеников-меценатов, И., крестьянин по происхождению, обосновался в глухой деревушке провинции Синано и писал хайку, нарочито безыскусственные, без всяких стихотворных трюков и изысканных оборотов. Особенно резко проявилось новаторство И. в области поэтической лексики: он стал вводить слова из крестьянского обихода и местные выражения. Главное внимание И. обратил на тематику. Большинство хайку И. посвящено описанию жизни крестьянской бедноты. Все его хайку проникнуты лиризмом и тонким юмором. Многие имеют автобиографический характер — в них описывается полуголодная, но бодрая духом жизнь самого И. Он охотно изображал животных, обычно самых слабых и беззащитных. Хайку И. пользовались большой популярностью среди крестьян, считавших его своим поэтом. Библиография: Русск. перев. нескольких хайку Иссы см. : Конрад Н. И., Японская литература, т. I, Л., 1927, стр. 500—501. Р. К.