Значение слова ИПЧИ в Литературной энциклопедии

ИПЧИ

У. [1897—] — крымско-татарский поэт, беллетрист и драматург. Р. в семье кустаря. Рано осиротев, И. с малых лет работает батраком в огородах и садах Бахчисарая. Учился в начальной школе и в Уфимской медрессе. С 1917 по 1923 И. учительствует в ряде крымских деревень. С образования крымско-татарского театра [1923] И. работает в нем сначала в качестве актера, а с 1928 — директором крымско-татарской театральной студии. Писать начал еще до революции,

561 печатается с 1917. Первые его произведения проникнуты националистическими устремлениями, но уже с 1922—1923 намечается перелом в отношении поэта к советской действительности. Так, в стихах «Кто заблудился» [1923], «Снова настал» [1923], «Красноармеец» [1928], «Ленин умер» [1927] И. полностью стоит на стороне пролетариата. В прозе и в драматических произведениях принятие советской действительности уживается с националистическими устремлениями [«Воспоминания о голоде», «Каклык базар» и в драме «Фахише» (Проститутка)). В одном из последних своих произведений, пьесе «Азад халк» (Освобожденный народ), написанной к 10-летию Октября, И. описывает голод, беспредельную эксплоатацию деревенской бедноты кулаками и новое советское строительство. В этом произведении И. всецело стоит на советских позициях. И. переводил ряд произведений с русского языка М. Горького, Серафимовича, Вяч. Иванова и др. современных писателей. В настоящее время он член КрымАППа. Библиография: Фахише (Проститутка), Пьеса, Симферополь, 1925; Шарк кадынлары (Женщины Востока), Сб. стихотв., Крымгиз, Симферополь, 1927; Куреш (Борьба), Сб. рассказов, Крымгиз, Симферополь, 1927; Азад халк (Освобожденный народ), Пьесы, Крымгиз, Симферополь, 1927; Куреш ичун (За борьбу), Крымгиз, Симферополь, 1928; журналы: «Илеры», «Ени-Чолпан», за 1926; газета «Ени-Дунья», с 1923. Ал. Ал-ы

Литературная энциклопедия.