Мавр [1825—1904] — венгерский романист. Его отец, принадлежавший к чиновному дворянству, был адвокатом в Коморне, одном из центров тогдашней хлебной торговли на Дунае. Учился в Прессбурге, где изучал немецкий яз. Получил юридическое образование, но вскоре отказался от адвокатской карьеры и сделался журналистом; впоследствии всецело посвятил себя литературной деятельности. В 1846 появился в свет его первый крупный роман «Будни» (Hetk?znapok). С 1847 И. редактировал журнал «Образы жизни» (Eletk?pek). Тогда же вместе с Петёфи становится одним из руководителей студенческого движения. Во время демонстрации 15 марта 1848 Иокай один из первых потребовал уничтожения крепостного права, сословной конституции, введения свободы печати, собраний и вероисповедания; в качестве оратора и в качестве редактора Иокай энергично работал в пользу национального освобождения. Но когда независимое венгерское правительство впоследствии принуждено было с оружием в руках защищать «завоевания» революции от посягательств венского двора, настроенный «лойяльно» И. примкнул к лагерю «трезвых» и «умеренных». Наступившая после революции реакция поставила себе целью создать объединенную монархию с централизованным управлением и официальным немецким яз. По отношению к этой тенденции венгерские деятели 1848 образовали национальную оппозицию, к к-рой присоединился и И. Он принадлежал к так наз. «партии резолюции», к-рая довольно энергично выставляла требование венгерской независимости и боролась против осуществившегося в 1867 соглашения буржуазной Венгрии с монархом. Соглашение способствовало развитию капитализма в Венгрии под скипетром Габсбургов и обеспечивало при господстве буржуазии видную роль крупному и мелкому дворянству. И. впоследствии стал горячим приверженцем этого соглашения. Политические взгляды И. отражены и в его лит-ых (гл. обр. публицистических) произведениях. Наряду с Дюма, Гюго и Сю, И. — один из самых плодовитых рассказчиков в мировой лит-ре. Его поэтический мир построен на «твердых» основах; это — религия (какая угодно, лишь бы религия), родина, король, семья, частная собственность и наконец культ постепенного прогресса и национальных традиций. Почти все герои И. — столбовые дворяне, украшенные буржуазными добродетелями, ко всему способные, преодолевающие на пути все препятствия, — совершенные образцы человеческой породы («Золтан Карпати», «Золотой
555 человек», «Дрессировщик душ» и т. д.). Фантазия — Иокая — огромна, и в мире чистого вымысла он как будто чувствует себя на более твердой почве, чем в мире действительности. В «Романе будущего века» [1879] он предрекает русскую революцию и многие — с тех пор осуществленные — завоевания техники. В романе «Свобода под снегом», написанном в том же году, он описывает восстание декабристов: одним из действующих лиц здесь является Пушкин. Им написано бесчисленное множество исторических романов и повестей; наиболее удачны те, к-рые посвящены венгерской революции 1848 («Картины сражений», «Дневник беглеца», Отголоски бури» и др.), в которых он воздвиг памятник героям, мученикам и рядовым воинам венгерской революции — в первую очередь Александру Петёфи. Восхваляя революцию, И. хотел в этих произведениях оправдать свою умеренную роль в национальном движении. И. писал также и пьесы, но в этой области он сравнительно слаб; более других удалась ему драма «Георгий Дожа», в которой им выведен вождь венгерской крестьянской революции. И. очень быстро стал популярен; его прекрасный яз., подкупающий юмор и смелый полет фантазии могут и в наше время увлечь читателя. Полное собрание сочинений И. (100 томов) было издано к 50-летнему юбилею писателя [1896]. Библиография: I. Романы И. переведены на все языки. Русские перев.: Новый помещик, 1880; Двойная смерть, М. 1881; Черные бриллианты, СПБ., 1882; Любовь до эшафота СПБ., 1883; Другие времена — другие нравы, СПБ., 1884 Золотой человек, СПБ., 1884; Из мести, 1887 (в «Наблюдателе»); Божья воля, СПБ., 1891 и 1895; 20 000 лет подо льдом, М., 1895; Мечта и жизнь, М., 1896, и др. II. Miksz?th K?lm?n, J?kai M?r?? Kora, Bp., 1910; Pallas Naoy Lexikona, Bp.; Luk?cs Cy?rgy J?kai («Uj M?rcius»), 1925; Pint?r J., Irodalomt?rt?nчt, Bp., 1927. Ш. Цобель-Лани