Михаил Николаевич [1789—1852] — исторический романист и комедиограф. Р. в семье богатого помещика Пензенской губ., служил в театральном ведомстве. Из комедий З. пользовались большой популярностью «Богатонов, или провинциал в столице» [1817] и «Богатонов в деревне, или сюрприз самому себе» [1821]. В них высмеиваются никчемные нововведения, к к-рым приступил дворянин, вернувшийся из столицы в свою усадьбу. В результате этих реформ усадьба приходит в еще больший упадок. Образ Богатонова и ряд деталей из самих комедий характеризуют то мелкопоместное «небокоптительство», которое нашло себе через двадцать лет гениальное изображение в творчестве Гоголя (см.) . З. принадлежит к его предшественникам вместе с Квитко-Основьяненко и Нарежным. В 1829 вышел первый исторический роман З. — «Юрий Милославский», создавший автору репутацию глубокого знатока русской народности и титул «русского Вальтер Скотта». За «Юрием Милославским» последовали «Рославлев», «Кузьма Рощин» и др. Современники восторгались историческим колоритом романов Загоскина; однако он не идет дальше описаний костюма и некоторых бытовых обычаев. Суть «Юрия Милославского» — не в воспроизведении исторической реальности, а в той национально-патриотической тенденции, к-рая пронизывает все романы З. Он выступает в них яростным идеализатором старины и дворянского патриархализма. Герой З., — Рославлев, представитель мелкопоместного, близкого к народу дворянства, хранитель его устоев, — своей
286 простотой и приверженностью к бытовому русскому укладу противостоит светскому и падкому на новшества аристократу Кручине-Шелонскому и побеждает последнего. Это противопоставление типично для З. Большинство его романов изображает переломные периоды русской истории — «Смутное время», «нашествие» Наполеона и пр. «Государственность» и «доблесть» русского народа неизменно одерживают верх над ухищрениями и коварством «иноплеменников». Библиография: I. Полное собр. сочин. З., с биографич. очерком и перечнем всего им написанного, вышло в 1889, в СПБ., в 7 тт.; новое изд. т-ва М. О. Вольфа вышло в 1899—1901, в СПБ., в 10 тт. II. Скабичевский А., Наш исторический роман в его прошлом и настоящем, Собр. сочин., т. II, изд. 3-е, СПБ., 1903; Майков Вал., М. Н. Загоскин, Собр. сочин., т. I, Киев, 1903 (или в «Критических опытах», изд. 2-е, СПБ., 1901); Котляревский H., Н. В. Гоголь, СПБ., 1911; Аксаков С., Биография Загоскина, СПБ., 1913 (или Собр. сочин., т. III, СПБ., 1886, и др. изд.); Григорьев Ап., Развитие идеи народности в нашей литературе со смерти Пушкина, Собр. сочин., в. III, М., 1915; Сакулин П. Н., Русская литература, ч. 2, М., 1929. III. Мезьер А. В., Русск. словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Гиппиус В., Гоголь, Л., 1927. М. К.